суббота, 28 сентября 2024 г.

Лексическая тема: «Осень (лес, деревья)

Грибы, ягоды»

Старшая группа


Грамматический строй речи

1. «Подбирай, называй, запоминай»
Небо осенью (какое?) - хмурое, серое, унылое. Солнце осенью (какое?) - ...
Ветер осенью (какой?) - ... Дождь осенью (какой?) - ... Листья осенью (какие?)…
Осенью листья (что делают?) - краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат. Осенью дождь (что делает?) - ... Осенью солнце (что делает?) - ... Осенью птицы (что делаю?) - ...

2. «Закончи предложение»
Дождь идет, дожди ... (идут) Лист падает, листья ... Цветок вянет, цветы ... Птица улетает, птицы ... Ветер дует, ветры ... Дожди идут, дождь ... (идет) Листья падают, лист ... Цветы вянут, цветок ... Птицы улетают, птица ... Ветры дуют, ветер ...

3. «Ответь на вопросы»
День, когда идет дождь, какой? - ... (дождливый) День, когда дует ветер, какой? - ... Дождик, который идет осенью, какой? - ... Погода, когда часто идут дожди, какая? - ... Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? - ... Погода, которая бывает осенью, какая? - ...

4. «Посчитай»
1 лужа, 2 ..., 3..., 4..., 5... 1 лист, 2 ..., 3..., 4..., 5... 1 туча, 2 ..., 3..., 4..., 5...

                                             Развитие связной устной речи

Какая погода осенью? Какой идет дождик осенью? Где завяли цветы? Листья опадают откуда? Какие птицы улетели? Куда? Что собрали колхозники.
Пересказ с опорой на вопросы. Осень.
Солнце светит реже, стало прохладнее. Пасмурно, часто идут дожди. Дни становятся короче, ночи длиннее. Листья краснеют, желтеют, и начинается листопад. В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей. Перелетные птицы улетают в теплые края. 

                                            Развитие общей моторики
«В лесу»
Раз, два, три, четыре, пять (5 хлопков).
В лес идём мы погулять (4-е шага, раскрыть ладошки).
За черникой, за малиной, (закрыть ладошку правой руки, затем левой).
За брусникой, за калиной (то же самое с подниманием рук вверх).
Землянику мы найдём (наклониться вниз).
И братишке отнесём (выпрямиться, развести руки в стороны).

                                           Развитие мелкой моторики
«Корзинка с ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять (пальчики обеих рук здороваются)
В лес идем мы погулять
(обе руки «идут» указательными и средними пальчиками по столу)
За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной
(Загибают пальчики, начиная с большого)
Землянику мы найдем, и братишке отнесем.

                                             Выучить стихотворение
Падают с ветки жёлтые монетки…
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья не считая,
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.

                                                  Грамматический строй речи

1. «Какое варенье?»
Варенье из клубники – клубничное;            варенье из вишни – вишневое;
Варенье из клюквы  - клюквенное;              варенье из черники – черничное.

2. «Какая ягода лишняя?»
Клубника, смородина, черника, вишня (Черника – растет в лесу)
Клюква, малина, клубника, брусника (Малина – растет на кусте)

3. «Подбери признаки к предмету»
Ягоды, какие? – садовые, лесные, сладкие, крупные, полезные … и т.д.
Грибы, какие? – съедобные, ядовитые, соленые, червивые … и т.д.

4. «Подбери действия к предмету»
Ягоды, что делают? - растут, созревают, краснеют, портятся … и т.д.
Грибы, что делают? – растут, портятся … и т.д.

5. «Скажи наоборот»
Клубника крупная, а малина ...Крыжовник твёрдый, а черника ...
Ежевика сладкая, а смородина ...Рябина горькая, а клубника …

                                                   Развитие связной устной речи

Составьте с ребенком рассказ о лесной ягоде
Например: Это черника. Она растет на низких кустах. Она круглая, черная, мягкая, сладкая. Это малина. Она растет на высоких кустах. Она овальная, красная, мягкая, душистая, сладкая.

Составьте с ребенком рассказ о грибах
Например: Это лисичка. Она растет в траве. Она яркая, желтая. У нее круглая шляпка и тонкая ножка. Это боровик. Он растет в сосновом лесу. У него крепкая круглая коричневая шляпка и толстая белая ножка.

                                                    Развитие общей моторики
«В лесу»
Раз, два, три, четыре, пять (5 хлопков).
В лес идём мы погулять (4-е шага, раскрыть ладошки).
За черникой, за малиной, (закрыть ладошку правой руки, затем левой).
За брусникой, за калиной (то же самое с подниманием рук вверх).
Землянику мы найдём (наклониться вниз).
И братишке отнесём (выпрямиться, развести руки в стороны).

                                                    Развитие мелкой моторики
«Корзинка с ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять (пальчики обеих рук здороваются)
В лес идем мы погулять
(обе руки «идут» указательными и средними пальчиками по столу)
За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной
(Загибают пальчики, начиная с большого)
Землянику мы найдем, и братишке отнесем.

                                                   Выучить стихотворение
Я на ягодки гляжу
По тропинке я хожу,
Я на ягодки гляжу:
На кусте малинка,
На дереве - рябинка,
В травке – земляничка,
Под горой – черничка,
Клюковка – на кочке…
- Пусто в кузовочке!

Комментариев нет:

Отправить комментарий