Презентации 

Использование опорных картинок в развитии связной речи с детьми с ТНР

В.П. Глухов отмечал: «Попробуйте об одном и том же происшествии рассказать двум детям, одинаково способным, одному по рисункам, второму – без рисунков – и вы оцените тогда все значение рисунков для детей»

«Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Что такое картинный план к рассказу — это последовательно выстроенные иллюстрации (картинки) к каждой части рассказа.

Рассказ по сюжетной картинке
Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
Задачи: обучать составлять рассказ по опорным картинкам; расширять словарный запас; закреплять понятия «слова-признаки», «слова-действия».
Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их  взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа

Составление рассказа с добавлением последующих событий.
Цель: учить детей добавлять последующие события, логически завершающие рассказ.
При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного высказывания: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа.


 

Картинка: Пирамида
План рассказа в виде пирамиды, где на каждом кольце изображены картинки, опираясь на которые можно составить рассказ.

Картинка: Паровозик и вагончики

  

 


Игры на этапе слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними, т. к. дошкольники мыслительные задачи решают с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Цель наглядного моделирования  – изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти.

Игра «Отгадай предмет?»
Тема: «Дифференциация звуков [З] - [Ж]»
Цель: Формирование фонематического слуха, закрепление навыков чёткого произношения этих звуков в речи детей.
Задачи: 
Коррекционно-образовательные:
- упражнять детей в дифференциации звуков [Ж] – [З] в словосочетаниях и предложениях;
- упражнять в практическом употреблении предлогов.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять в согласовании существительных с прилагательными;
- активизировать у детей словарь прилагательных;
- развивать у детей умение грамматически правильно строить своё высказывание;
- развивать внимание и мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей навык самоконтроля за чёткостью речи.
Форма работы: индивидуальная.
Возраст: старший дошкольный.
Оборудование: большая картина со множеством мелких изображений, мелкие предметные картинки с одной стороны, с другой стороны  картинка предлогов с надписями.
 

Игра «Шашки»
Тема: «Дифференциация звуков [Р] - [Л]»
Цель: Обобщение знаний по дифференциации звуков р –л и закрепление умений произношения звуков [р],[р’],[л],[л’]
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить различать и правильно произносить звуки Р-Л в одном слове;
- упражнять в дифференциации звуков [Р] – [Л] в словосочетаниях и предложения;
Коррекционно-развивающие:
- упражнять в согласовании существительных с прилагательными;
- формировать навыки словоизменения и словообразования;
- закреплять умение различать основные цвета, находить цвет по названию;
- обучать приемам соотнесения цветов и их оттенков;
- развивать внимание и мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей навык самоконтроля за чёткостью речи.
Форма работы: индивидуальная.
Возраст: старший дошкольный.
Оборудование: большая картинка в виде шахматной доски, предметные картинки в виде шашек, таблица с основными цветами и оттенками (задания по каждому цвету).
  

Использование игровых  приемов на этапе дифференциации звуков в логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Целевая аудитория: учителя-логопеды, воспитатели логопедических групп, родители детей с нарушениями речи.

Проблемное поле:

Цель: учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Задача заключается в том, чтобы воспитать у ребенка стойкий навык употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его
с акустически или близкими по артикуляции звуками.

Дифференциация звуков проводится с опорой на анализаторы: речеслуховой, зрительный, речедвигательный, кинестетический.

Планируемые результаты:

Ребенок:

- развивает зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;

- развивает логическое и пространственное

  мышление;
- развивает мелкую моторику;
- обогащает словарный запас;
- овладевает грамматическими нормами речи;
- развивается связная речь.

«Хорошо произносит тот, кто хорошо различает отдельные звуки, слова.
Поэтому, если при обследовании речи установлены дефекты фонематического слуха, в первую очередь, нужно заняться по преимуществу

воспитанием у ребёнка слухоречевых дифференцировок».

М.Е. Хватцев

Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты.


Дидактическое пособие:  «Выложи узор»
Цель:
дифференциация [З-Ж] в словах, словосочетаниях и предложениях, умение различать смешиваемые звуки на слух, развитие речевого слуха, внимания и памяти, мыслительных процессов (сравнение).
Содержание: ребенок по инструкции логопеда, выкладывает маленькие карточки на рабочее поле, после этого он называет каждый предмет (картинку) и переворачивает. Таким образом, должна 
получиться сюжетная картинка, по которой ребенок составляет предложения.

Дидактическое пособие:  «Почтовые ящики»
Цель: дифференциация [Ш-Ж], умение различать смешиваемые звуки на слух, словоизменение слов.
Содержание:
ребенку необходимо отправить письма героям (лягушке и жабе), при этом выполнить задания на конверте с этим  словом.


Дидактическое пособие:  «Угадай действие»
Цель: дифференциация [С-Ш-З-Ж] в словах, умение различать смешиваемые звуки на слух, развитие речевого слуха, внимания и памяти, мыслительных процессов (сравнение).
Содержание: перед ребенком выкладываются карточки с символами-действиями и раздаточные карточки с предметами. Ребенку необходимо определить действие каждого предмета и звук в этом предмете (картинке), после чего он кладет на тот цвет, в котором есть схожий звук.

Дидактическое пособие: «Собери картинку»

Цель: дифференциация [Ш-Ж] в словах, умение различать смешиваемые звуки на слух, развитие речевого слуха, мыслительных процессов.

Содержание: ребенку необходимо подобрать предметы (картинки) на маленьких карточках к предметам на большой карте, при этом объяснить свой выбор. 





 

Комментариев нет:

Отправить комментарий