Дислексия –
специфическое нарушение процесса чтения. Она может проявляться в
неразличении смысла прочитанного текста, в трудности усвоения и запоминания
букв и звуков, замене букв при чтении, в изменении падежных окончаний и т.д.
Дисграфия – специфическое
нарушение процесса письма. Она может проявляться в замене звуков близких по
звучанию, искажении слова и предложения, использовании обратного порядка слов в
предложении, искажении букв при письме и т.д.
Причины возникновения
дислексии и дисграфии
-Незрелость определённых
психических функций, нарушение межполушарного взаимодействия (неблагоприятные
факторы во время беременности, травмы, стрессы, затяжные или стремительные
роды, оперативное родоразрешение, родовые травмы).
-Заболевания матери во
время беременности (токсикозы, сердечно-сосудистые патологии, почечная
недостаточность, резус-конфликтная ситуация).
- Гипоксия плода,
недостаток кислорода в период внутриутробного развития, различные заболевания и
травмы ЦНС ребёнка в раннем детстве.
Группы риска
Вероятность
возникновения дислексии и дисграфии выше у:
- Левшей и правшей,
переученных из левшей,
- Детей, в семьях
которых говорят на двух и более языках,
- Детей с вялой
артикуляцией, нечётко произносящих звуки,
- Детей, родители
которых стремятся как можно раньше научить ребёнка читать,
- Детей, которые слишком
рано пошли в школу и начали изучать иностранный язык,
-Детей, которым
невропатолог поставил диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция), СДВГ
(синдром дефицита внимания и гиперактивности) или ЗПР.
Игры и упражнения,
способствующие развитию зрительного восприятия:
- Сравнение и
соотнесение предметов и схожих с ними букв;
- Поиск правильно
написанной буквы;
-Соотношение
геометрических фигур верхнего ряда с геометрическими фигурами
нижнего ряда;
- Соотношение
черно-белого изображения предметов с цветным;
- Соотношение предметов
с их силуэтами;
- Называние недостающих
элементов предмета;
-Нахождение и различение
предметов в затрудненном для восприятия виде (зашумленные предметы);
-Угадывание предмета по
отдельным деталям;
-Прохождение лабиринтов.
Развитие зрительной
памяти:
-Запоминание предметов и
букв, их восстановление в заданном порядке;
-Запоминание картинок и
букв, их нахождение среди 8-10 других;
-Запоминание
расположения и цвета предметов, букв и воспроизведение их на листе бумаги, на
доске;
-Восстановление
заданного узора (буквы) с помощью палочек, крупы, фишек и т.д.;
-Сравнение картинок,
букв и нахождение в них отличий.
Развитие
пространственного гнозиса:
-Ориентирование в
собственном теле (называние и показывание верхних и нижних частей тела на
рисунках, на себе, перед зеркале, потом – по памяти; называние, что выше -ниже
всего; показ и называние действий, выполняемых верхними, нижними частями тела;
выполнение движений только в направлении назад, вперед, влево, вправо;
называние предметов, расположенных справа, слева; указывание правой рукой на
левую сторону и наоборот);
-Ориентирование на листе
бумаги (рисование геометрических фигур, букв, предметов в заданной части листа;
расположение предметов в определенной последовательности);
-Окончание рисунка по
образцу;
-Проведение дорожек от
одного предмета (буквы) до другого;
-Проведение
пространственных слуховых диктантов (передвижение фигур, букв по квадратам,
рисование по клеточкам);
-Использование
противоположных понятий (антонимов);
-Составление схемы пути
и передвижение в соответствии с ней;
-Составление плана
пространства и передвижение в соответствии с ним;
-Нахождение предмета в
заданном пространстве;
Развитие
зрительно-моторного и графо-моторного праксиса:
-Проведение непрерывных,
пунктирных, волнистых линий от заданного начала к заданному концу;
-Проведение линий по заданному
контуру;
-Обведение букв, плоских
фигур, их раскрашивание;
-Раскрашивание картинок
внутри контура;
-Дорисовывание узора или
второй половины рисунка или буквы;
-Воспроизведение
изображения буквы, предмета по зрительно представленному образцу;
-Штриховка в различных
направлениях;
Игры и упражнения,
направленные на формирование буквенного гнозиса:
-Узнавание звука –
буквы: нахождение буквы, соответсвующей определенному звуку;
-Запись буквы в тетради,
подчеркивание (зачеркивание, обведение) буквы на заданный звук в слове;
-Выбор соответствущей
предметной картинки на указанный звук;
-Составление схемы
слова: соотношение звука и буквы с условным обозначением;
-Нахождение слова к
представленной схеме;
-Звуко-буквенный анализ
слога или слова;
-Называние слова с
последующей его записью по слогам;
-Использование слов с
пропущенными буквами: необходимо вставить пропущенную в слове букву, прочитать
слово, добавив нужную букву, записать слово правильно;
-Звуко-буквенный анализ
слова: необходимо записать слово и поставить в нем ударение, определить
количество слогов в слове и назвать их (отделить каждый слог черточкой;
подчеркнуть букву, обозначающую глухой, звонкий и т.д. звук; сравнить
количество звуков и букв в слове; определение количества согласных и гласных звуков
в слове);
-Конструирование
(складывание) букв (сходных по начертанию) из элементов;
-Реконструирование из
одной буквы другую;
-Рисование букв по
песку, манной крупе (одним, двумя пальчиками, щепотью, палочкой);
-Буквы-шнуровки;
-Достраивание букв путем
добавления к ним недостающих элементов;
-Нахождение
«спрятавшихся» букв в «совмещенных» буквах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий