Дисграфия и дислексия




Дислексия –  специфическое нарушение процесса чтения. Она может проявляться в неразличении смысла прочитанного текста, в трудности усвоения и запоминания букв и звуков, замене букв при чтении, в изменении падежных окончаний и т.д.

Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма. Она может проявляться в замене звуков близких по звучанию, искажении слова и предложения, использовании обратного порядка слов в предложении, искажении букв при письме и т.д.

 

Причины возникновения дислексии и дисграфии

-Незрелость определённых психических функций, нарушение межполушарного взаимодействия (неблагоприятные факторы во время беременности, травмы, стрессы, затяжные или стремительные роды, оперативное родоразрешение, родовые травмы).

-Заболевания матери во время беременности (токсикозы, сердечно-сосудистые патологии, почечная недостаточность, резус-конфликтная ситуация).

- Гипоксия плода, недостаток кислорода в период внутриутробного развития, различные заболевания и травмы ЦНС ребёнка в раннем детстве.

Группы риска

Вероятность возникновения дислексии и дисграфии выше у:

- Левшей и правшей, переученных из левшей,

- Детей, в семьях которых говорят на двух и более языках,

- Детей с вялой артикуляцией, нечётко произносящих звуки,

- Детей, родители которых стремятся как можно раньше научить ребёнка читать,

- Детей, которые слишком рано пошли в школу и начали изучать иностранный язык,

-Детей, которым невропатолог поставил диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) или ЗПР.

 

Игры и упражнения, способствующие развитию зрительного восприятия:

- Сравнение и соотнесение предметов и схожих с ними букв;

- Поиск правильно написанной буквы;

-Соотношение геометрических фигур верхнего ряда с геометрическими фигурами

  нижнего ряда;

- Соотношение черно-белого изображения предметов с цветным;

- Соотношение предметов с их силуэтами;

- Называние недостающих элементов предмета;

-Нахождение и различение предметов в затрудненном для восприятия виде (зашумленные предметы);

-Угадывание предмета по отдельным деталям;

-Прохождение лабиринтов.

Развитие зрительной памяти:

-Запоминание предметов и букв, их восстановление в заданном порядке;

-Запоминание картинок и букв, их нахождение среди 8-10 других;

-Запоминание расположения и цвета предметов, букв и воспроизведение их на листе бумаги, на доске;

-Восстановление заданного узора (буквы) с помощью палочек, крупы, фишек и т.д.;

-Сравнение картинок, букв и нахождение в них отличий.

Развитие пространственного гнозиса:

-Ориентирование в собственном теле (называние и показывание верхних и нижних частей тела на рисунках, на себе, перед зеркале, потом – по памяти; называние, что выше -ниже всего; показ и называние действий, выполняемых верхними, нижними частями тела; выполнение движений только в направлении назад, вперед, влево, вправо; называние предметов, расположенных справа, слева; указывание правой рукой на левую сторону и наоборот);

-Ориентирование на листе бумаги (рисование геометрических фигур, букв, предметов в заданной части листа; расположение предметов в определенной последовательности);

-Окончание рисунка по образцу;

-Проведение дорожек от одного предмета (буквы) до другого;

-Проведение пространственных слуховых диктантов (передвижение фигур, букв по квадратам, рисование по клеточкам);

-Использование противоположных понятий (антонимов);

-Составление схемы пути и передвижение в соответствии с ней;

-Составление плана пространства и передвижение в соответствии с ним;

-Нахождение предмета в заданном пространстве;

Развитие зрительно-моторного и графо-моторного праксиса:

-Проведение непрерывных, пунктирных, волнистых линий от заданного начала к заданному концу;

-Проведение линий по заданному контуру;

-Обведение букв, плоских фигур, их раскрашивание;

-Раскрашивание картинок внутри контура;

-Дорисовывание узора или второй половины рисунка или буквы;

-Воспроизведение изображения буквы, предмета по зрительно представленному образцу;

-Штриховка в различных направлениях;

Игры и упражнения, направленные на формирование буквенного гнозиса:

-Узнавание звука – буквы: нахождение буквы, соответсвующей определенному звуку;

-Запись буквы в тетради, подчеркивание (зачеркивание, обведение) буквы на заданный звук в слове;

-Выбор соответствущей предметной картинки на указанный звук;

-Составление схемы слова: соотношение звука и буквы с условным обозначением;

-Нахождение слова к представленной схеме;

-Звуко-буквенный анализ  слога или слова;

-Называние слова с последующей его записью по слогам;

-Использование слов с пропущенными буквами: необходимо вставить пропущенную в слове букву, прочитать слово, добавив нужную букву, записать слово правильно;

-Звуко-буквенный анализ слова: необходимо записать слово и поставить в нем ударение, определить количество слогов в слове и назвать их (отделить каждый слог черточкой; подчеркнуть букву, обозначающую глухой, звонкий и т.д. звук; сравнить количество звуков и букв в слове; определение количества согласных и гласных звуков в слове);

-Конструирование (складывание) букв (сходных по начертанию) из элементов;

-Реконструирование из одной буквы другую;

-Рисование букв по песку, манной крупе (одним, двумя пальчиками, щепотью, палочкой);

-Буквы-шнуровки;

-Достраивание букв путем добавления к ним недостающих элементов;

-Нахождение «спрятавшихся» букв в «совмещенных» буквах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий