Развиваем психические процессы

Игры на развитие мышления, внимания, памяти для детей 3-4 лет

Игра «Хлоп» («Топ»)

Цель: Развивать внимание.

Ход игры: Взрослый перечисляет предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если взрослый назовет животное, или топнуть ногой, если услышит слово «дом».

Игра «Что изменилось»

Цель: Развивать внимание, память, наблюдательность.

Ход игры: Разложить на столе несколько предметов, знакомых ребенку. Попросить его отвернуться и убрать один из предметов. Предложить ребенку посмотреть и назвать недостающий предмет. Можно поменять игрушки местами, добавить то, чего не было, заменить один предмет другим, отличающимся цветом или размером (красный кубик поменять на желтый, крупную деталь от конструктора - на мелкую и т. п.).

Игра «Запомни и расскажи»

Цель: Развивать внимание, память.

Ход игры: Рассмотреть с ребенком картинку с простым сюжетом, например: изображение нескольких цветов или деревьев. Убрать картинку и попросить ребенка рассказать то, что он запомнил: сколько было цветов, какого они цвета, где они росли, чем они отличаются друг от друга.

Игра «Красный? Нет, розовый!»

Цель: Развивать навык классификации разных тонов одной цветовой гаммы.

Ход игры: Показать ребенку карточки, назвать фигуры, повторить названия цвета. Попросить ребенка разложить красные фигуры в красную коробку, розовые - в розовую. Так же поступить и с фигурами другого цвета. Изучая оттенки цвета, провести аналогии: «Что бывает голубого цвета? Небо? А синим небо бывает? Нет, ярко-синим не бывает». Подумать, что бывает синим, красным, розовым, оранжевым и т. п.

Игра «Успей дотронуться»

Цель: Развивать внимание, речь.

Ход игры: Предложить ребенку, пока идет счет до пяти, дотронуться до «чего-нибудь красного, мягкого, холодного и т. д.». Можно усложнить игру, увеличив количество объектов: «Дотронься до двух круглых предметов».

Полезные ссылки:

https://vashechudo.ru/raznoe/igry-i-konkursy-dlja-detei/igry-na-razvitie-pamjati-i-vnimanija-dlja-detei-3-4-let-v-detskom-sadu.html

https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat

Игры на развитие мышления, внимания, памяти для детей 4-5 лет

Игра «Нелогичные ассоциации»

Цель: Развивать ассоциативное мышление.

Ход игры: Необходимо назвать ребенку несколько слов, связанных между собой. Например: тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку.

Игра «Кто, где живет»

Цель: Развивать зрительное внимание, память.

Ход игры: Рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Игра «Маленький жук»

Цель: Развивать внимание, пространственное мышление.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку помочь «жуку» (пуговице) добраться до другого края поля, при этом предупредив, что «жук» ползает только зигзагами. Взрослый обозначает короткий отрезок пути «жука»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен внимательно прослушать, запомнить и проделать этот путь «жуком» по игровому полю.

Игра «Кто кем был?»

Цель: Развивать внимание, воображение.

Ход игры: Ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему взрослый. Например: Кем был старичок? (Мальчиком.) Чем было дерево? (Ростком.) Чем был Буратино? (Поленом.)

Игра «Снаружи - внутри»

Цель: Научиться соотносить понятия «большое» - «маленькое», «внутри» - «снаружи».

Ход игры: Назвать ребенку пару предметов и попросить его сказать, что может находиться внутри, а что — снаружи. Например: дом - подушка, котлета - кастрюля, сердце - кошка, рыба - река, сахар - чай и т. д. Затем поменяться ролями - пусть ребенок назовет пару слов.

Полезные ссылки:

https://kladraz.ru/podgotovka-k-shkole/igry-na-razvitie-pamjati-i-vnimanija-u-detei-4-5-let-dlja-roditelei.html

http://malysh.club/igry_na_vnimatelnost_i_pamyat

Игры на развитие мышления, внимания, памяти для детей 5-6 лет

Игра «Хлопни в ладоши»

Цел: Развивать устойчивость и переключение внимания.

Ход игры: Ребенку предлагается хлопать в ладоши, когда услышит слово на заданную тему, например, животное. После этого взрослый произносит ряд разных слов. В другой раз приседать, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, т.е. ребенок приседает, когда слышит название растения, и хлопает к ладоши при произнесении слов, обозначающих животных. 

Игра «Муха» 

Цель: Развивать устойчивость, распределение, и переключение внимания.

Ход игры: Игровое поле, расчерченное на 9 или 16 клеток и кусочек пластилина. Предложить ребенку помочь «мухе» (пластилин) добраться до другого края поля, предупредив. Что «муха» летает только зигзагами. Взрослый обозначает путь «мухи»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен проделать этот путь «мухой» по игровому полю. Исходное положение – центральная клетка игрового поля.

Игра «Слушаем и рисуем»

Цель: Развить слуховую память и внимание.

Ход игры: Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится.

Матрешек будем рисовать: Раз, два, три, четыре, пять. Всех больше первая матрешка: Зеленый сарафан, кокошник. За ней сестра - вторая, в жёлтом платье выступает. Третья меньше второй:

Сарафанчик голубой. У четвертой матрешки рост поменьше немножко, сарафанчик синий, яркий и красивый. Пятая матрешка - в красненькой одежке. Всех запомнить постарайся, за рисунок принимайся!

Игра «Какой игрушки не хватает?»

Цель: Развить зрительную память и внимание детей.

Ход игры: Поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек. Затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка: "Какой игрушки не хватает?"

Игра «Что я загадала?»

Цель: Развивать мышление.

Ход игры: Разложить перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера, предложить ребенку показать тот круг, который загадал взрослый. Объяснить правила игры: отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше. Например: Это круг больше красного? (Да.) Он больше синего? (Да.) Больше желтого? (Нет.) Это зеленый круг? (Да.)

Полезные ссылки:

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/03/11/kartoteka-igr-dlya-razvitiya-pamyati-vnimaniya-myshleniya

https://www.razumeykin.ru/zadaniya/dlya-detej-5-6-let/razvitie-pamyat

Игры на развитие мышления, внимания, памяти для детей 6-7 лет

Игра «Человечки»

Цель: Упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах.

Ход игры: Листок бумаги со схематично нарисованными на нем человечками, стоящими, сидящими, лежащими, с разведенными, поднятыми, опущенными руками. Ребенку дается для рассмотрения листок бумаги, ведущий просит его указать на фигурки человечков, стоящих по стойке «смирно» и объяснить, как он определил позу этих человечков.

Игра «Логические задачи»

Цель: Развивать внимание, логическое мышление.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку поиграть в логические задачи, за каждый правильный ответ выдаются фишки. У кого больше фишек, тот и выиграл.

Перед Чиполлино стоят предметы: ведро, лопата, лейка. Как сделать так, чтобы лопата стала крайней, не переставляя ее с места? (Можно лейку поставить перед лопатой или перед ведром.)

Винни-Пух, Тигра и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигра вырезал не красный, а Винни-Пух - не красный и не синий флажок. Какого цвета флажок вырезал каждый? (Винни-Пух вырезал зеленый флажок, Тигра — синий. Пятачок - красный.)

На столе лежат четыре яблока. Одно яблоко разрезали и положили обратно. Сколько яблок на столе? (4 яблока.)

Расставьте в комнате два стула так, чтобы у каждой стены стояло по стулу. (Надо поставить стулья в двух противоположных углах.)

Сложите на столе треугольник из одной палочки и квадрат из двух палочек. (Надо положить палочки на углу стола.)

Игра «Невидимка»

Цель: Развитие слуховой и зрительной памяти.

Ход игры: Взрослый последовательно произносит названия цветов и просит ребенка повторить их. Затем просит ребенка, закрыть глаза и стараться не подглядывать, и закрывает один из цветных кругов белым кругом Требуется определить, какой круг закрыт. Постепенно игра усложняется тем, что увеличивается количество закрываемых цветных кругов.

Игра «Снежный ком»

Цель игры: Запоминать лова в определенном порядке.

Ход игры: Слова подбираются на определенную тему, например, названия городов, названия растений или животных. Допустим, что тема игры – названия животных. Взрослый говорит: кошка. Ребенок: собака. Взрослый: кошка, собака, корова. Ребенок: кошка, собака, корова, коза.

Игра «Найди второе слово» 

Цель: Развитие слуховой памяти и внимания

Ход игры: Взрослый говорит ребёнку несколько пар, интонационно выделяя голосом названия, связанные между собой, и делая паузы между разными связками. Например: заяц – морковка; тарелка – ложка; мышь – сыр; коза – капуста; школа – портфель; медведь – мед; белочка – орешки и т.д. А потом в виде игры произносите лишь первое слово, а ребёнку нужно сказать второе название по памяти.

Полезные ссылки:

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2019/01/01/igry-na-razvitie-vnimaniya-6-7-let

http://igraem.pro/razvivaem-vnimanie-i-pamyat/

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий