Игры на развитие мышления, внимания, памяти для детей 3-4 лет
Игра «Хлоп» («Топ»)
Цель: Развивать внимание.
Ход игры: Взрослый
перечисляет предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если взрослый назовет
животное, или топнуть ногой, если услышит слово «дом».
Игра «Что изменилось»
Цель: Развивать внимание, память,
наблюдательность.
Ход игры: Разложить
на столе несколько предметов, знакомых ребенку. Попросить его отвернуться и
убрать один из предметов. Предложить ребенку посмотреть и назвать недостающий
предмет. Можно поменять игрушки местами, добавить то, чего не было, заменить
один предмет другим, отличающимся цветом или размером (красный кубик поменять
на желтый, крупную деталь от конструктора - на мелкую и т. п.).
Игра «Запомни и расскажи»
Цель: Развивать внимание, память.
Ход игры: Рассмотреть с
ребенком картинку с простым сюжетом, например: изображение нескольких цветов
или деревьев. Убрать картинку и попросить ребенка рассказать то, что он запомнил:
сколько было цветов, какого они цвета, где они росли, чем они отличаются друг
от друга.
Игра «Красный? Нет, розовый!»
Цель: Развивать навык классификации
разных тонов одной цветовой гаммы.
Ход игры: Показать
ребенку карточки, назвать фигуры, повторить названия цвета. Попросить ребенка
разложить красные фигуры в красную коробку, розовые - в розовую. Так же
поступить и с фигурами другого цвета. Изучая оттенки цвета, провести аналогии:
«Что бывает голубого цвета? Небо? А синим небо бывает? Нет, ярко-синим не
бывает». Подумать, что бывает синим, красным, розовым, оранжевым и т. п.
Игра «Успей дотронуться»
Цель: Развивать внимание, речь.
Ход игры: Предложить
ребенку, пока идет счет до пяти, дотронуться до «чего-нибудь красного, мягкого,
холодного и т. д.». Можно усложнить игру, увеличив количество объектов:
«Дотронься до двух круглых предметов».
Полезные ссылки:
https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat
Игры на развитие мышления, внимания,
памяти для детей 4-5 лет
Игра «Нелогичные ассоциации»
Цель: Развивать ассоциативное мышление.
Ход игры: Необходимо
назвать ребенку несколько слов, связанных между собой. Например: тарелка, мыло,
цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением
этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы
связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку.
Игра «Кто, где живет»
Цель: Развивать зрительное внимание,
память.
Ход игры: Рисунки с
изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями,
соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке. Нужно
определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.
Игра «Маленький жук»
Цель: Развивать внимание,
пространственное мышление.
Ход игры: Взрослый
предлагает ребенку помочь «жуку» (пуговице) добраться до другого края поля, при
этом предупредив, что «жук» ползает только зигзагами. Взрослый обозначает
короткий отрезок пути «жука»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево».
Ребенок должен внимательно прослушать, запомнить и проделать этот путь «жуком»
по игровому полю.
Игра «Кто кем был?»
Цель: Развивать внимание, воображение.
Ход игры: Ребенок
должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему взрослый. Например:
Кем был старичок? (Мальчиком.) Чем было дерево? (Ростком.) Чем был Буратино?
(Поленом.)
Игра «Снаружи - внутри»
Цель: Научиться
соотносить понятия «большое» - «маленькое», «внутри» - «снаружи».
Ход игры: Назвать
ребенку пару предметов и попросить его сказать, что может находиться внутри, а
что — снаружи. Например: дом - подушка, котлета - кастрюля, сердце - кошка,
рыба - река, сахар - чай и т. д. Затем поменяться ролями - пусть ребенок
назовет пару слов.
Полезные ссылки:
http://malysh.club/igry_na_vnimatelnost_i_pamyat
Игры на развитие мышления, внимания,
памяти для детей 5-6 лет
Игра «Хлопни в ладоши»
Цел: Развивать устойчивость и переключение
внимания.
Ход игры: Ребенку предлагается
хлопать в ладоши, когда услышит слово на заданную тему, например, животное.
После этого взрослый произносит ряд разных слов. В другой раз приседать, когда
услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание,
т.е. ребенок приседает, когда слышит название растения, и хлопает к ладоши при
произнесении слов, обозначающих животных.
Игра «Муха»
Цель: Развивать устойчивость, распределение,
и переключение внимания.
Ход игры: Игровое поле,
расчерченное на 9 или 16 клеток и кусочек пластилина. Предложить ребенку помочь «мухе» (пластилин) добраться до другого края поля,
предупредив. Что «муха» летает только зигзагами. Взрослый обозначает путь
«мухи»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен проделать
этот путь «мухой» по игровому полю. Исходное положение – центральная клетка
игрового поля.
Игра «Слушаем и рисуем»
Цель: Развить слуховую память и внимание.
Ход игры: Прослушай
стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится.
Матрешек
будем рисовать: Раз, два, три, четыре, пять. Всех больше первая матрешка: Зеленый
сарафан, кокошник. За ней сестра - вторая, в жёлтом платье выступает. Третья
меньше второй:
Сарафанчик
голубой. У четвертой матрешки рост поменьше немножко, сарафанчик синий, яркий и
красивый. Пятая матрешка - в красненькой одежке. Всех запомнить постарайся, за
рисунок принимайся!
Игра «Какой игрушки не хватает?»
Цель: Развить зрительную память и внимание
детей.
Ход игры: Поставьте перед
ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек. Затем попросите ребенка отвернуться и
уберите одну игрушку. Спросите ребенка: "Какой игрушки не хватает?"
Игра «Что я загадала?»
Цель: Развивать мышление.
Ход игры: Разложить перед
ребенком 10 кругов разного цвета и размера, предложить ребенку показать тот круг,
который загадал взрослый. Объяснить правила игры: отгадывая, можно задавать
вопросы, только со словами больше или меньше. Например: Это круг больше
красного? (Да.) Он больше синего? (Да.) Больше желтого? (Нет.) Это зеленый
круг? (Да.)
Полезные ссылки:
https://www.razumeykin.ru/zadaniya/dlya-detej-5-6-let/razvitie-pamyat
Игры на развитие мышления, внимания,
памяти для детей 6-7 лет
Игра «Человечки»
Цель: Упражнять детей в сосредоточении внимания
на нескольких объектах.
Ход игры: Листок бумаги
со схематично нарисованными на нем человечками, стоящими, сидящими, лежащими, с
разведенными, поднятыми, опущенными руками. Ребенку дается для рассмотрения
листок бумаги, ведущий просит его указать на фигурки человечков, стоящих по
стойке «смирно» и объяснить, как он определил позу этих человечков.
Игра «Логические задачи»
Цель: Развивать внимание, логическое
мышление.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку поиграть в логические задачи, за каждый правильный ответ выдаются фишки. У кого больше фишек, тот и выиграл.
Перед Чиполлино стоят предметы: ведро, лопата, лейка. Как сделать так, чтобы лопата стала крайней, не переставляя ее с места? (Можно лейку поставить перед лопатой или перед ведром.)
Винни-Пух, Тигра и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый,
красный. Тигра вырезал не красный, а Винни-Пух - не красный и не синий флажок.
Какого цвета флажок вырезал каждый? (Винни-Пух вырезал зеленый флажок, Тигра —
синий. Пятачок - красный.)
На столе лежат четыре яблока. Одно яблоко разрезали и положили обратно. Сколько
яблок на столе? (4 яблока.)
Расставьте в комнате два стула так, чтобы у каждой стены стояло по стулу. (Надо
поставить стулья в двух противоположных углах.)
Сложите на столе треугольник из одной палочки и квадрат из двух палочек. (Надо
положить палочки на углу стола.)
Игра «Невидимка»
Цель: Развитие слуховой и зрительной
памяти.
Ход игры: Взрослый
последовательно произносит названия цветов и просит ребенка повторить их. Затем
просит ребенка, закрыть глаза и стараться не подглядывать, и закрывает один из
цветных кругов белым кругом Требуется определить, какой круг закрыт. Постепенно
игра усложняется тем, что увеличивается количество закрываемых цветных кругов.
Игра «Снежный ком»
Цель игры: Запоминать лова в определенном
порядке.
Ход игры: Слова
подбираются на определенную тему, например, названия городов, названия растений
или животных. Допустим, что тема игры – названия животных. Взрослый говорит:
кошка. Ребенок: собака. Взрослый: кошка, собака, корова. Ребенок: кошка,
собака, корова, коза.
Игра «Найди второе слово»
Цель: Развитие слуховой памяти и внимания
Ход игры: Взрослый
говорит ребёнку несколько пар, интонационно выделяя голосом названия, связанные
между собой, и делая паузы между разными связками. Например: заяц – морковка;
тарелка – ложка; мышь – сыр; коза – капуста; школа – портфель; медведь – мед;
белочка – орешки и т.д. А потом в виде игры произносите лишь первое слово,
а ребёнку нужно сказать второе название по памяти.
Полезные ссылки:
https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2019/01/01/igry-na-razvitie-vnimaniya-6-7-let
http://igraem.pro/razvivaem-vnimanie-i-pamyat/
Комментариев нет:
Отправить комментарий