Играем вместе дома

Роль родителей в развитии речи детей подготовительной группы
Чтобы предупредить или исправить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, ортодонту, устранять дефекты, лечить зубы.
Родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха ребенка. Необходимо оберегать его слух от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их в медицинских учреждениях.
Родители должны беречь еще не окрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.
В общении с ребенком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать, произносить слова смягченно, часто употреблять слова с уменьшительными или ласкательными суффиксами. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем.
Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок отказывается говорить или замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном.
Если ребенок рассказывает сказку или отвечает на вопрос, допускает речевые ошибки, не следует его перебивать, надо предоставить ребенку возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.
Больше читайте детям. Пусть они рассказывают то, что им прочитали.
Не стоит заниматься изучением иностранных языков. Т.к. ребенок еще не умеет произносить некоторые звуки русского языка, а изучая иностранный язык у ребенка формируется иностранное произношение звуков (р-горловое, с,з-межзубное…), которое ребенок с легкостью переносит в русский язык.
Особое внимание родителям стоит уделить развитию мелкой моторики рук: для этого дома ребенку должны быть доступны пластилин, краски, карандаши, мозаика, ножницы, игры с завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц, выкладыванием палочек, круп.

Как правильно учить ребенка читать и писать
С чего необходимо начинать обучение чтению.
Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если же речь дошкольника изобилует аграмматизмами или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь заняться ее исправлением (желательно у логопеда).
Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита!
Не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например: сэ, или рэ, или эр и т. п. В чем опасность? Почти всегда такое название буквы приводит к нарушениям звукового анализа на письме. Ребенок начинает читать и писать слово, подставляя не существующие в нем звуки (а на письме – буквы «МАМА» — «МЭАМЭА»)
Нельзя учить детей побуквенному чтению, то есть, ребёнок сначала называет буквы слога: М! А! - и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.
Имейте дома набор магнитных букв или разрезную азбуку.
Поскольку разные дети имеют разные темпы обучения чтению, следите за тем, чтобы читаемое было доступно ребенку.

Несколько правил для успешного обучения чтению.
Поддерживайте интерес ребенка к занятиям, используя доброжелательную обстановку, разнообразные игры и пособия.
Важна не столько длительность занятия, сколько частота. В обучении чтению надо быть последовательным.
Обучение чтению требует от ребенка умственного напряжения, поэтому после занятий обязательно играйте с ребенком в подвижные игры, давайте ребенку разрядку после занятий.
Если ребенок не хочет заниматься, это говорит о том, что возможности ребенка не поспевают за требованиями взрослого. Подумайте, что сделано не так, и вернитесь на предыдущий этап. Будьте терпеливы и никогда не начинайте занятия, если у вас или у вашего ребенка плохое настроение.
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Темпы обучения у всех свои и возможно таланты вашего ребенка лежат в другой области.
Да, и если ребенок научился читать сам, это не избавляет родителей от обязанности читать ему вслух.
Психологи рекомендуют родителям читать детям книжки вслух до 14 лет для полноценного эмоционального развития ребенка. 

ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ
Рекомендации логопеда

Дидактические игры и упражнения по формированию грамматического строя речи для совместной работы взрослого с детьми
в разных возрастных группах
Младший и средний дошкольный возраст
·  «Один – много» (образование множественного  числа  существительных): мяч – мячи, кукла – куклы…
·  «Назови семейку» (употребление названия животных и их детенышей в ед. и мн. числе): кошка – котенок – котята, утка – утенок – утята…
·  «Кого вижу?», «Кого зовут мамы?» (употребления названий животных и их детенышей в винительном падеже): кошек, собак, коров; котят, лисят, утят…
· «Назови ласково» (образование существительных  с уменьшительно-ласкательными суффиксами): мяч – мячик, кукла – куколка…
·  «Мой – моя – моё – мои», «Наш – наша – наше – наши» (согласование притяжательных местоимений с существительными в роде, числе): мой мяч, моя кукла, мое платье, мои игрушки…
·  «Кто что делает?» (согласование личных местоимений с глаголами в роде, числе): Я иду. Мы идем. Он идет. Она идет. Они идут…
· «Что делаем? Что сделали?»  (употребление глаголов совершенного и несовершенного вида): лепим – слепили, рисуем – нарисовали…
·  «Что будем делать?» (употребление глаголов в будущем времени).
· «Прятки», «Где? Куда? Откуда?» (упражнение в использовании простых предлогов в, на, у, за, под, около).
· «Чего много?» (форма множественного числа существительных в родительном падеже): игрушек, вилок, тарелок, туфель…
·  «Какой – какая – какое - какие?» (согласование качественных прилагательных с существительными в роде, числе): синяя чашка, синий платок, синее ведро, синие ленты; теплая шапка, теплый шарф, теплое пальто, теплые варежки…
·  «Скажи наоборот» (подбор прилагательных с противоположным значением): чистый – грязный, веселый – грустный; высокий – низкий…

Младший дошкольный возраст: помогать детям, получать, из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»). Отвечать полным предложением на вопросы, грамматически правильно оформляя свои высказывания.

Средний дошкольный возраст: учить детей использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и  сложноподчиненных предложений.

Рекомендации логопеда

Дидактические игры и упражнения по формированию грамматического строя речи для совместной работы взрослого с детьми
в разных возрастных группах
Старший дошкольный возраст
·  «Один – много» (образование множественного  числа  существительных на материале лексической темы): стол – столы, стул – стулья, диван – диваны…
· «Назови ласково» (образование существительных  с уменьшительно-ласкательными суффиксами на материале лексической темы): стол – столик, стул – стульчик, диван – диванчик…
· «Чего (кого) много?» (форма множественного числа существительных в родительном падеже на материале лексической темы): столов, стульев, диванов…
· «Чего (кого) не стало?» (форма единственного числа существительных в родительном падеже на материале лексической темы): стола, стула, дивана…
·«Вкусный сок», «Поварята», «Чей листочек?», «Что из чего сделано?» (образование относительных прилагательных от названия фруктов, овощей, продуктов, названий деревьев, различных материалов): сок яблочный, апельсиновый…; суп овощной, рыбный, мясной, грибной…; листочек березовый, кленовый, дубовый…; стакан стеклянный, пластмассовый, деревянный, металлический…
· «Чьи хвосты (уши)?», «Бюро находок» (образование притяжательных прилагательных от названия птиц, животных): хвост лисий, заячий, медвежий…
·«Какой – какая – какое - какие?», «Про что можно так сказать?» (согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе): вишневый сок, вишневая начинка, вишневое варенье, вишневые деревья; пластмассовая ручка, пластмассовый совок, пластмассовое ведерко, пластмассовые игрушки…
· «Чей – чья – чьё – чьи?», «Про что можно так сказать?» (согласование притяжательных прилагательных с существительными в роде, числе): утиная семейка, утиный клюв, утиное перо, утиные крылья; лисий хвост, лисья нора, лисье ухо, лисьи уши…
· «Слова – действия» (образование разно-приставочных глаголов): улетел, прилетел, залетел, вылетел, перелетел, влетел; зашел, пришел, вышел, перешел…
·«Назови как можно больше слов-признаков» (подбор однородных прилагательных к существительному): лиса – дикая, хищная, рыжая, пушистая, осторожная, ловкая…
· «Назови как можно больше слов-действий» (подбор однородных сказуемых к существительному): собака – лает, кусает, грызет, ласкается, охраняет, защищает, лежит, спит, бежит…
·«Прятки», «Где? Куда? Откуда?» (упражнение в практическом использовании простых и сложных предлогов).
· «Собери семейку слов», «Слова-родственники» (подбор родственных слов к заданному слову): снег – снежок, снежинка, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежный, подснежник…
·«Слова-неприятели», «Скажи наоборот» (подбор существительных, прилагательных, наречий, глаголов с противоположным значением): друг – враг, день – ночь; чистый – грязный, веселый – грустный; высоко – низко, далеко – близко, темно – светло…
·«Веселый счет» (согласование количественных числительных с существительным): один утенок, два утенка, пять утят; один ребенок, два ребенка, трое ребят…
· «Ещё лучше» (образование прилагательных и наречий в сравнительной степени): большой – больше, высокий – выше, сладкий – слаще, вкусный – вкуснее, холодно – холоднее…
· «Гномы и великаны» (образование существительных в превосходной степени): рука – ручища, усы – усищи, глаза – глазищи, кот - котище…
·   «Что в чем живет?», «Женские профессии» (образование существительных с суффиксами «иц», «ниц», «онк», «енк», обозначающими профессии, посуду со значением вместилища): сахарница, хлебница, масленка, солонка; воспитательница, учительница, продавщица, дрессировщица…

Старшая группа: формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.


Подготовительная группа: правильно составлять простые распространенные предложения сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употреблять различные конструкции предложений. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий