Интересно знать

Рекомендации логопеда



«Взаимодействие логопеда и педагогов ДОУ по профилактики дислексии и дисграфии у детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время актуальной задачей и насущной потребностью дошкольного образования является тщательная и всесторонняя проработка организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям  с нарушениями речи.

Основная задача – создание и апробация модели взаимодействия разных специалистов ДОУ в процессе коррекционной работы с ребенком. Вокруг ребенка с нарушениями речи должно образоваться единое коррекционно-образовательное пространство. Тесная взаимосвязь логопеда и других педагогов ДОУ возможна только при условии четкого и правильного распределении задач каждого участника, при условии совместного планировании работы.

Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников - это частичное расстройство процессов письма и чтения, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают чтение и письмо.

Учитель – логопед:

- максимальная коррекция речевых отклонений;

- определение структуры и степени выраженности дефекта;

- постановка и автоматизация звуков;

- профилактика нарушений дислексии, дисграфии;

- оказание консультативной помощи родителям;

- методическая помощь работникам ДОУ.

Воспитатель:

- контроль за речью детей,

- развитие мелкой моторики;

- индивидуальные занятия по профилактике дислексии и дисграфии.

Музыкальный  руководитель:

- работа над темпоритмической стороной речи;

- автоматизация и дифференциация звуков  в распевках.

Инструктор по физкультуре:

- развитие общей моторики координации движений;

- упражнения на мышечную  релаксацию; 

- ориентировка в пространстве и на собственном теле;

- развитие зрительного восприятия.

Психолог:

- развитие зрительного гнозиса (моторных зрительных функций, зрительного анализа, синтеза);

- развитие произвольного внимания;

- развитие памяти.


Игровые методы и приёмы  по профилактике дислексии и дисграфии.

Задания при изучении букв:

«Найди букву» (найти букву среди других на карточке, газетных заголовках и т.д.)

«На что похожа буква?»

Определение правильно и неправильно написанных букв.

Называние букв, перечеркнутых дополнительными линиями.

Называние букв, наложенных друг на друга.

Дописывание букв.

Обведение контура букв, выполненного пунктиром.

Реконструирование букв: добавлением элементов, убавлением, изменение пространственного расположения элементов ( например: из буквы т получить букву г);

Нахождение нужных букв с закрытыми глазами (используются буквы магнитной азбуки).

Лепка буквы из пластилина, выкладывание из счетных палочек.

Изготовление буквы из проволоки, семечек, гороха, гречки и т.д.

Письмо буквы в воздухе, пальцем на ладони, спине, колене.

Письмо буквы на запотевшем стекле, на песке…

Ниткография. Изображение буквы с помощью толстой шерстяной нитки или веревочки на куске фланели.

Задания для развития памяти:

«Запомни, назови». Ребенку предлагалось запомнить слоги или слова.

«Найди картинки». В ряду картинок ребенок находил те, которые называл психолог.

Запоминание 3-5 фигур, букв или цифр, а затем отыскивание их среди других (7-10).

Раскладывание 3-4-х картинок в той же последовательности, в какой они предъявлялись.

Раскладывание по памяти букв, цифр или фигур в предъявленной последовательности.

«Чего не стало?». На столе раскладывались 5-6 игрушек, затем одна убиралась, дети отгадывали, какая игрушка исчезла.

«Что изменилось?». Раскладывался ряд картинок, некоторые из них незаметно менялись местами, дети определяли, что изменилось.

Задания для развития зрительного восприятия:

Называние контурных изображений предметов.

Игра «Чей силуэт?». Называние недорисованных контурных изображений предметов.

«Найди ошибки художника».

Выделение контурных изображений, наложенных друг на друга.

Распределение изображенных предметов по величине.

«Лужайки». Детям предлагают «лужайки» разного цвета, а также картинки с изображением предметов разного цвета. Дать задание положить картинки на свои «лужайки».

«Геометрическое лото». Детям предложить разложить на большой карте, в центре которой нарисована геометрическая фигура, картинка с изображением различных предметов.

Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.

Составление разрезанных на части картинок.

Нахождение различий в двух картинках.

Дорисовывание симметричных изображений.

Задания по закреплению функции фонематического анализа:

«Угадай, какой звук потерялся?» (по картинкам).

Узнай названия домашних животных (может быть посуда, фрукты по следующим буквам ..ОТ, ..ОЗА, ..ЫК, ..ОРОВА (вставить пропущенные буквы в данном слове).

Какие слова можно составить из букв следующих слов: ствол (стол, вол), картина (тина, кит, танк и т. д.).

«Цепочка слов». От одного слова образовать цепочку слов, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего (дом - мак - кот - топор - рот - тарелка и т.п.).
«Кубик». Придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.

«Ребусы» Убирая или прибавляя буквы, ребенок из одного слова делает другое (кит - кот, лампа - лапа, стол - ствол).

«Угадай имя». Из названий картинок выделить первый звук, назвать полученное слово (например: ива, рот, аист - Ира).

Придумать слово к графическим схемам.

Разложить картинки под графическими схемами.

Задания на закрепление операций слогового анализа и синтеза.

Определить количество слогов в названных словах - поднять соответствующую цифру.

«Домики». Дети раскладывают картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того, сколько в них слогов.

«Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне нужно было разместить слова-картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем - из трех.

«Зашифрованное слово». Выделить первый слог из названий картинок, объединить слоги в слово (например: мама, шина, Надя - машина).

Определить пропущенный слог в названии картинок.

«Угадай, кто к нам пришел?». Заранее готовятся игрушки, дети - угадывают их по слогам, данным в беспорядке (например: ка - миш, ка - зай).

Определить слово или предложение, произнесенное по слогам.

Выделить из предложений слова, которые состоят из двух, трех слогов.

«Телеграф». Ребенок или педагог отстукивают слоговую структуру слова, дети отгадывают, что это за слово (по картинкам).

Задания по работе над предложением. 

Составить графическую схему предложения.

Придумать по графической схеме предложение.

Определить место слова в предложении (какое по счету).

Поднять карточку с цифрой, соответствующей количеству слов.

Составить из двух предложений одно.

Задания для формирования осмысленного чтения

Прочитать слово и показать соответствующую картинку.

Прочитать слово и ответить на вопрос.

Объяснить значение прочитанного слова.

Подобрать родственные слова к прочитанному слову.

Прочитать название животного, подобрать названия его детенышей.

«Фанты». После чтения ребенок выполняет задание, которое указано в фанте.

«Письма». Прочитав свое письмо, ребенок отвечает на вопросы или рассказывает содержание письма.

«Словесное лото». Ребенок читает слово и закрывает им картинку на большом листе с изображениями предметов.

«Магазин». Ребенок читает название товаров и развешивает их под соответствующими предметами или картинками.

«Собери в дорогу друга». Дети читают слова в записке и собирают предметы, необходимые другу, зайчику и т.д.

Прочитать предложение, текст и показать соответствующую картинку.
«Придумай начало сказки», «Придумай конец сказки».

 

Задачи и содержание обучения детей связной речи

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи.

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговора с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

В среднем дошкольном возрасте детей продолжают приучать вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими. Следует больше обращать внимание на качество ответов. Постепенно следует приобщать детей к участию в коллективных беседах.

Продолжается воспитание культуры речевого общения.

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Закреплять умение участвовать в общей беседе. Дети старшего дошкольного возраста должны владеть разнообразными формулами речевого этикета. Употреблять их без напоминания.

Задачи и содержание обучения монологической речи определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.

Во второй младшей группе детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывании по картине с близким детскому опыту сюжетом). Дети через индивидуальную работу постепенно подводятся к составлению коротких – в 3-4 предложения – описаний игрушек и картинок, к составлению рассказов из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и о семье, о том, как провели выходные дни).

В средней группе детей учат пересказывать содержание не только хорошо знакомых им сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. Кроме этого, детей 5-ого года учат составлять описательные рассказы по картинам и игрушкам, передавая структуру описательного и повествовательного рассказов.

Детей продолжают индивидуально обучать рассказыванию из личного опыта.

В старших группах дошкольников продолжают учить последовательно пересказывать литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей.

В рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам ребенок учится составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине – придумывать предшествующие и последующие события. Старшие дошкольники дают более развернутые, чем ранее описания игрушек, предметов и картин, учатся составлять рассказы из опыта.

 

Рекомендации логопеда

Дидактические игры и упражнения по формированию грамматического строя речи для совместной работы взрослого с детьми в разных возрастных группах

Младший и средний дошкольный возраст

«Один – много» (образование множественного  числа  существительных):

мяч – мячи, кукла – куклы…

«Назови семейку» (употребление названия животных и их детенышей в ед. и мн. числе): кошка – котенок – котята, утка – утенок – утята…

«Кого вижу?», «Кого зовут мамы?» (употребления названий животных и их детенышей в винительном падеже): кошек, собак, коров; котят, лисят, утят…

«Назови ласково» (образование существительных  с уменьшительно-ласкательными суффиксами): мяч – мячик, кукла – куколка…

«Мой – моя – моё – мои», «Наш – наша – наше – наши» (согласование притяжательных местоимений с существительными в роде, числе): мой мяч, моя кукла, мое платье, мои игрушки…

«Кто что делает?» (согласование личных местоимений с глаголами в роде, числе): Я иду. Мы идем. Он идет. Она идет. Они идут…

«Что делаем? Что сделали?»  (употребление глаголов совершенного и несовершенного вида): лепим – слепили, рисуем – нарисовали…

«Что будем делать?» (употребление глаголов в будущем времени).

«Прятки», «Где? Куда? Откуда?» (упражнение в использовании простых предлогов в, на, у, за, под, около).

«Чего много?» (форма множественного числа существительных в родительном падеже): игрушек, вилок, тарелок, туфель…

«Какой – какая – какое - какие?» (согласование качественных прилагательных с существительными в роде, числе): синяя чашка, синий платок, синее ведро, синие ленты; теплая шапка, теплый шарф, теплое пальто, теплые варежки…

«Скажи наоборот» (подбор прилагательных с противоположным значением): чистый – грязный, веселый – грустный; высокий – низкий…

Младший дошкольный возраст: помогать детям, получать, из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»). Отвечать полным предложением на вопросы, грамматически правильно оформляя свои высказывания.
Средний дошкольный возраст: учить детей использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и  сложноподчиненных предложений.

 

Рекомендации логопеда

Дидактические игры и упражнения по формированию грамматического строя речи для совместной работы взрослого с детьми в разных возрастных группах

Старший дошкольный возраст

«Один – много» (образование множественного  числа  существительных на материале лексической темы): стол – столы, стул – стулья, диван – диваны…

«Назови ласково» (образование существительных  с уменьшительно-ласкательными суффиксами на материале лексической темы): стол – столик, стул – стульчик, диван – диванчик…

«Чего (кого) много?» (форма множественного числа существительных в родительном падеже на материале лексической темы): столов, стульев, диванов…

«Чего (кого) не стало?» (форма единственного числа существительных в родительном падеже на материале лексической темы): стола, стула, дивана…

«Вкусный сок», «Поварята», «Чей листочек?», «Что из чего сделано?» (образование относительных прилагательных от названия фруктов, овощей, продуктов, названий деревьев, различных материалов): сок яблочный, апельсиновый…; суп овощной, рыбный, мясной, грибной…; листочек березовый, кленовый, дубовый…; стакан стеклянный, пластмассовый, деревянный, металлический…

«Чьи хвосты (уши)?», «Бюро находок» (образование притяжательных прилагательных от названия птиц, животных): хвост лисий, заячий, медвежий…

«Какой – какая – какое - какие?», «Про что можно так сказать?» (согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе): вишневый сок, вишневая начинка, вишневое варенье, вишневые деревья; пластмассовая ручка, пластмассовый совок, пластмассовое ведерко, пластмассовые игрушки…

«Чей – чья – чьё – чьи?», «Про что можно так сказать?» (согласование притяжательных прилагательных с существительными в роде, числе): утиная семейка, утиный клюв, утиное перо, утиные крылья; лисий хвост, лисья нора, лисье ухо, лисьи уши…

«Слова – действия» (образование разно-приставочных глаголов): улетел, прилетел, залетел, вылетел, перелетел, влетел; зашел, пришел, вышел, перешел…

«Назови как можно больше слов-признаков» (подбор однородных прилагательных к существительному): лиса – дикая, хищная, рыжая, пушистая, осторожная, ловкая…

«Назови как можно больше слов-действий» (подбор однородных сказуемых к существительному): собака – лает, кусает, грызет, ласкается, охраняет, защищает, лежит, спит, бежит…

«Прятки», «Где? Куда? Откуда?» (упражнение в практическом использовании простых и сложных предлогов).

«Собери семейку слов», «Слова-родственники» (подбор родственных слов к заданному слову): снег – снежок, снежинка, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежный, подснежник…

«Слова-неприятели», «Скажи наоборот» (подбор существительных, прилагательных, наречий, глаголов с противоположным значением): друг – враг, день – ночь; чистый – грязный, веселый – грустный; высоко – низко, далеко – близко, темно – светло…

«Веселый счет» (согласование количественных числительных с существительным): один утенок, два утенка, пять утят; один ребенок, два ребенка, трое ребят…

«Ещё лучше» (образование прилагательных и наречий в сравнительной степени): большой – больше, высокий – выше, сладкий – слаще, вкусный – вкуснее, холодно – холоднее…

«Гномы и великаны» (образование существительных в превосходной степени): рука – ручища, усы – усищи, глаза – глазищи, кот - котище…

«Что в чем живет?», «Женские профессии» (образование существительных с суффиксами «иц», «ниц», «онк», «енк», обозначающими профессии, посуду со значением вместилища): сахарница, хлебница, масленка, солонка; воспитательница, учительница, продавщица, дрессировщица…

Старшая группа: формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Подготовительная группа: правильно составлять простые распространенные предложения сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употреблять различные конструкции предложений. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.).



Комментариев нет:

Отправить комментарий