Автоматизация звука - это закрепление правильного
произношения звука в речи. Поставленный звук очень хрупкий, так как у ребенка
сложилась стойкая привычка дефектного произношения. При автоматизации звука в
речи - закрепляется новый правильный звук.
Советы
по автоматизации звуков
-
Автоматизировать звук, когда ребенок может произносить его правильно, чётко при
многократном повторении.
-
Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо разогреть
речевые мышцы (выполнить артикуляционную гимнастику и подготовительные
упражнения).
-
Нельзя одновременно автоматизировать звуки, которые ребенок путает в речи ([Ш] и [С], [Ж] и [З], [Р] и [Л]).
-
При автоматизации звука необходимо придерживаться последовательности: от
простого к сложному: «слоги, слова, словосочетания, предложения, тексты,
стихотворения, скороговорки, самостоятельная речь».
-
Чтобы добиться положительного результата, надо заниматься каждый день по 15-20
минут. Следить за произношением ребенка в повседневной жизни.
Автоматизация
поставленных звуков дома в игровой форме
«Всезнайка»
Ход игры: Ответить на
вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука , например
звука [л]. Как тебя зовут? Где ты живешь? Что ты любишь кушать? Каких ты знаешь
животных на звук [л]? Каких ты знаешь рыб на звук [л]? Какие имена девочек
(мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.
«Сто
вопросов — сто ответов со звуком Р (л, ,ч и т.д.), и только с этой»
Ход игры: Ответить на
вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со
звука Р. Пример: — Как тебя зовут? — Рая — А фамилия? — Разбойникова — Откуда
ты приехала? — Из Ростова. — Что там растет? — Ранетки. — Какие птицы там
водятся? — Рябчики. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ракушки, Раскраски.
«Назови
маленький предмет»
Ход игры: Предлагая
ребѐнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его:
лодка
– лодочка, полка - … , угол - … , лошадь - … , лужа - … (для звука «Л»);
шар
- …, кошка - … , шкаф - … , шарф - … , ухо - … , карандаш - … , шуба - … ,
мешок - … и др. (для звука «Ш»).
«Назови
ласково»
Ход игры: Для звука «Р»:
рука - …, сестра - …, брат - …, игрушка - …, курица - …, рябина - …. берѐза - …
Для звука «Щ» - щенок - … , щѐтка - … , вещь - … , плащ - …
«Звук
потерялся»
Ход игры: Называя слова
без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросите ребѐнка
вернуть его на место, чтобы слово стало понятным.
Для
звука «Р»: _ак, _оза, _учка, _ыба, _олики, _оща; кома_, кефи_, севе_, бисе_,
мухомо_.
Для
звука «Ж»: _ук, _ара, _асмин, _ареный.
Для
звука «Ч»: _ай, _ашка, _улан, _инить, _айка; клю_, кала_, скрипа_, пе_ь,
бере_ь, полно_ ь и др.
Можно
попросить ребѐнка сосчитать, сколько всего слов в чистоговорке, сколько слов с
определѐнным звуком
Звуки
«С», «С`»
Я
несу суп-суп. А кому? Псу-псу. У Сени и Сани в сетях сом с усами. Носит Сеня
сено в сени, спать на сене будет Сеня. Ест киска суп из миски, сыта киска –
пуста миска. Снег засыпал стайку сосен, это вовсе вам не осень.
Звуки
«З», «З`»
У
зайки Бубы заболели зубы. Зимним утром от мороза на заре звенят березы. На
березе стрекоза – изумрудные глаза
Звуки
«Ш», «Ж»
Жужжит
над жимолостью жук, тяжелый на жуке кожух. У ежа – ежата, а у ужа – ужата. Ежата
с ежами на ужин бежали. Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка. Шесть мышат в
шалаше шуршат.
Звуки
«Щ»
Щипцы
и клещи – вот наши вещи. Усищи, глазищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище.
Это кот – котище. Три щенка щека к щеке, щиплют щетку в уголке. В березовой
роще, в чернеющей чаще и спрятаться проще, и ягоды слаще.
Звуки
«Ч»
Кузнечик
стрекочет – молчать не хочет. Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая. Речка
течет, а печка печет. Шубка овечки теплей любой печки.
Звук
«Л»
У
ѐлки иголки колки. Дятел дуб долбил да не додолбил. Мила искала булавку, а
булавка упала под лавку. Кот молоко лакал, а Слава булку в молоко макал.
Звуки
«Р», «Р`»
На
дворе трава, на траве дрова, у дров детвора. Раз дрова, два дрова, три дрова. У
Кондрата куртка коротковата. Повтори без запинки: на осинке росинки. Засверкали
утром перламутром. Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят. Шѐл Егорка по
пригорку и учил скороговорку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий