Автоматизация звуков


Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи. Поставленный звук очень хрупкий, так как у ребенка сложилась стойкая привычка дефектного произношения. При автоматизации звука в речи - закрепляется новый правильный звук.

 

Советы по автоматизации звуков

- Автоматизировать звук, когда ребенок может произносить его правильно, чётко при многократном повторении.

- Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо разогреть речевые мышцы (выполнить артикуляционную гимнастику и подготовительные упражнения).

- Нельзя одновременно автоматизировать звуки, которые ребенок путает в речи ([Ш] и [С][Ж] и [З][Р] и [Л]).

- При автоматизации звука необходимо придерживаться последовательности: от простого к сложному: «слоги, слова, словосочетания, предложения, тексты, стихотворения, скороговорки, самостоятельная речь».

- Чтобы добиться положительного результата, надо заниматься каждый день по 15-20 минут. Следить за произношением ребенка в повседневной жизни.

 

Автоматизация поставленных звуков дома в игровой форме

«Всезнайка»

Ход игры: Ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука , например звука [л]. Как тебя зовут? Где ты живешь? Что ты любишь кушать? Каких ты знаешь животных на звук [л]? Каких ты знаешь рыб на звук [л]? Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.

«Сто вопросов — сто ответов со звуком Р (л, ,ч и т.д.), и только с этой»

Ход игры: Ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука Р. Пример: — Как тебя зовут? — Рая — А фамилия? — Разбойникова — Откуда ты приехала? — Из Ростова. — Что там растет? — Ранетки. — Какие птицы там водятся? — Рябчики. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ракушки, Раскраски.

«Назови маленький предмет»

Ход игры: Предлагая ребѐнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его:

лодка – лодочка, полка - … , угол - … , лошадь - … , лужа - … (для звука «Л»);

шар - …, кошка - … , шкаф - … , шарф - … , ухо - … , карандаш - … , шуба - … , мешок - … и др. (для звука «Ш»).

«Назови ласково»

Ход игры: Для звука «Р»: рука - …, сестра - …, брат - …, игрушка - …, курица - …, рябина - …. берѐза - … Для звука «Щ» - щенок - … , щѐтка - … , вещь - … , плащ - …

«Звук потерялся»

Ход игры: Называя слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросите ребѐнка вернуть его на место, чтобы слово стало понятным.

Для звука «Р»: _ак, _оза, _учка, _ыба, _олики, _оща; кома_, кефи_, севе_, бисе_, мухомо_.

Для звука «Ж»: _ук, _ара, _асмин, _ареный.

Для звука «Ч»: _ай, _ашка, _улан, _инить, _айка; клю_, кала_, скрипа_, пе_ь, бере_ь, полно_ ь и др.

Можно попросить ребѐнка сосчитать, сколько всего слов в чистоговорке, сколько слов с определѐнным звуком

Звуки «С», «С`»

Я несу суп-суп. А кому? Псу-псу. У Сени и Сани в сетях сом с усами. Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня. Ест киска суп из миски, сыта киска – пуста миска. Снег засыпал стайку сосен, это вовсе вам не осень.

Звуки «З», «З`»

У зайки Бубы заболели зубы. Зимним утром от мороза на заре звенят березы. На березе стрекоза – изумрудные глаза

Звуки «Ш», «Ж»

Жужжит над жимолостью жук, тяжелый на жуке кожух. У ежа – ежата, а у ужа – ужата. Ежата с ежами на ужин бежали. Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка. Шесть мышат в шалаше шуршат.

Звуки «Щ»

Щипцы и клещи – вот наши вещи. Усищи, глазищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище. Это кот – котище. Три щенка щека к щеке, щиплют щетку в уголке. В березовой роще, в чернеющей чаще и спрятаться проще, и ягоды слаще.

Звуки «Ч»

Кузнечик стрекочет – молчать не хочет. Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая. Речка течет, а печка печет. Шубка овечки теплей любой печки.

Звук «Л»

У ѐлки иголки колки. Дятел дуб долбил да не додолбил. Мила искала булавку, а булавка упала под лавку. Кот молоко лакал, а Слава булку в молоко макал.

Звуки «Р», «Р`»

На дворе трава, на траве дрова, у дров детвора. Раз дрова, два дрова, три дрова. У Кондрата куртка коротковата. Повтори без запинки: на осинке росинки. Засверкали утром перламутром. Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят. Шѐл Егорка по пригорку и учил скороговорку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий