Словарный
запас – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и
признаки окружающей действительности, которые использует человек. Выделяют
активный и пассивный словарь ребенка.
Пассивный словарь – это то, что ребенок понимает, но не использует в своей речи.
Активный словарь – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретного ребенка.
Игры
для детей 3-4 летПассивный словарь – это то, что ребенок понимает, но не использует в своей речи.
Активный словарь – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретного ребенка.
«Кто скорее перенесет предметы?»
Цель: закреплять в
речи детей правильное употребление нарицательных имен существительных в единственном
числе, винительного падежа.
Описание
игры.
Играющие садятся на стульчики, напротив ставятся два стула, на них кладут 5 – 6
предметов из двух разных категорий, например: детская посуда (чашка,
блюдце, чайник), детская мебель (кроватка, стул, стол). На расстоянии ставят
два пустых стула. Двое детей из каждой команды стоят около стульев с предметами
и по сигналу «Раз, два, три – бери посуду!» начинают переносить нужные предметы
на пустые стулья, стоящие напротив. Выигрывает тот, кто правильнее и раньше
перенесет все предметы, относящиеся к названной педагогом категории, и назовет
их. Затем соревнуются следующие пары детей. Образец речи: «Я перенес чайник
(чашку, блюдце)» и т. д.
«Магазин»
Цель. Закрепить в
речи детей правильное употребление нарицательных имен существительных в
винительном падеже.
Описание
игры.
Играющие садятся за стол. Дети расставляют около себя полученные игрушки, как
бы устраивая магазин. Педагог берет пару игрушечных матрешек и начинает игру
словами: «Как – то раз в один город приехали веселые матрешки и отправились
гулять. Идут они по городу и видят магазин (при этих словах педагог
останавливает матрешек возле магазина одного из ребят.) Зашли они в магазин,
остановились около прилавка, а одна из матрешек и говорит: «Продавец, мы тебе
загадаем загадку, а ты отгадай, что мы хотим купить».
Серый
зверек
Через
кочку скок.
Легкие
ноги, а хвоста немного. (Заяц).
Продавец
отгадывает и отдает игрушку. Матрешки идут дальше: «Зашли матрешки в другой
магазин и говорят: « Продавец, продавец, мы тебе загадаем загадку, а ты
отгадай, что мы хотим купить».
«Угадай, что это?»
Цель. Закреплять
использование в речи прилагательных, правильно согласовывая их с
местоимениями.
Описание
игры.
Педагог показывает детям фрукты, затем вызывает детей по одному. Вызванному
завязывают глаза и предлагают выбрать какой–нибудь плод. Ребенок должен наощупь
угадать, что это за фрукт и какой он по
форме (или определить его твердость). Тот, кто не ошибся, получает в награду
этот фрукт.
Образец речи
детей. Это – яблоко. Оно круглое (твердое).
«Мы веселые ребята»
Цель. Закреплять
умение понимать в тексте и использовать в речи глаголы.
Описания
игры.
Дети стоят у стены. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне
комнаты также проводится черта. Сбоку, примерно на середине между двумя
линиями, находится водящий. Дети говорят хором:
Мы веселые
ребята,
Любим
бегать и играть.
Ну,
попробуй нас догнать,
Раз, два,
три – лови!-
И перебегают на
другую сторону площадки, а водящий их догоняет. Тот, до кого водящий дотронулся
прежде, чем он перешагнул через черту, считается пойманным и садится возле
водящего.
«Жмурки»
Цель. Закрепить
знание и употребление наречий места «справа - слева», «вперед – сзади»
Описание
игры.
Выбирается водящий, педагог завязывает ему глаза. Педагог водит водящего по
комнате, останавливает, несколько раз поворачивает, затем снимает повязку и
задает ему вопросы: «Что справа от тебя? Что слева от тебя? Что впереди тебя?
Что сзади тебя?» Водящий отвечает, одним словом или полной фразой.
Игры для детей 4-5 лет
«Скажи ласково»
Цель: закрепление
умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных
суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход
игры.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок,
возвращая мяч логопед; называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть
по сходству окончаний. Стол - столик, ключ - ключик. Шапка - тапочка, белка
-белочка. Книга - книжечка, ложка - ложечка. Голова - головка, картина -
картинка. Мыло - мыльце, зеркало - зеркальце. Кукла - куколка, свекла -
свеколка. Коса - косичка, вода - водичка. Жук - жучок, дуб - дубок. Вишня -
вишенка, башня - башенка. Платье - платьице, кресло - креслице. Перо - перышко,
стекло - стеклышко.
«Один - много»
Цель: закрепление в
речи детей различных типов окончаний имен существительных.
Ход
игры.
Логопед бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе.
Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно
перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. Примеры:
Стол - столы, двор - дворы, нос - носы, гора - горы, нора - норы, мост - мосты,
дом - дома, глаз - глаза, луг - луга, город - города, провод - провода, холод -
холода, день - дни, пень - пни, сон - сны, лоб - лбы, ухо - уши, стул - стулья,
кол - колья, лист - листья, перо - перья, крыло - крылья, дерево - деревья,
носок - носки, чулок - чулки, кусок - куски, кружок - кружки, дружок - дружки,
прыжок - прыжки, утенок - утята, гусенок - гусята, цыпленок - цыплята, тигренок
- тигрята, слоненок - слонята.
«Кто может совершать эти движения?»
Цель: активизация
глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход
игры.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч
логопеду, называет существительное, подходящее к названному глаголу. Логопед:
Идет. Дети Человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога;
Бежит (Человек, животное, ручей, время); Летит (Птица, бабочка, стрекоза, муха,
жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма); Плывет
(Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).
«Из чего сделано?»
Целью игры является
закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов
их образования.
Ход
игры.
Я, бросая мяч ребенку, говорила: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч,
отвечал: кожаные. Затем бросала мяч другому ребенку, говорила: «Рукавички из
меха», а ребенок, возвращая мяч, отвечал: меховые и т. д. Тазик из меди.
(Медный), Медвежонок из плюша (Плюшевый), Рукавички из шерсти (Шерстяные),
Стакан из стекла (стеклянный), ваза из хрусталя (Хрустальная) и т. д. Затем я
предложила детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У
Маши есть плюшевый мишка.
«Подбери слово»
Цель: формировать
словарь наречий, учить образовывать родственные слова, отвечающие на вопрос
«как?».
Ход
игры.
Логопед. Я буду называть слово, которое отвечает на вопрос «какой?», например
«Хороший мальчик». Вы же будете отвечать на вопрос, как он себя ведет, рисует,
пишет.
Дается модель:
плохой - плохо, хороший - хорошо.
Затем дети
образуют наречия от прилагательных: красивый - красиво, сладкий - сладко,
кислый - кисло, грязный - грязно, тихий - тихо, чистый - чисто, высокий -
высоко, далекий - далеко, близкий - близко, аккуратный - аккуратно.
Игры для детей 5 – 6 лет
«Кому угощение?»
Цель: развивать умение
употреблять трудные формы существительных в речи.
Описание: воспитатель
говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать, кому что.
Просит помочь. Предложить картинки с изображением медведя, птиц (гусей, кур,
лебедей), лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона.
Вопросы: Кому
мед? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
«Закончи предложение»
Цель: развивать умение
употреблять в речи сложноподчинённые предложения.
Описание: детям
предложить закончить предложения:
•
Мама положила хлеб... куда? (В хлебницу.)
•
Брат насыпал сахар... куда? (В сахарницу.)
•
Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (В салатницу.)
•
Папа принес конфеты и положил их... куда? (В конфетницу.)
•
Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела).
•
Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно).
•
Я не хочу спать, потому что... (ещё рано).
•
Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода).
•
Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты).
•
Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись от собаки).
«Наоборот»
Цель: упражнение в подборе антонимов
(слов - неприятелей).
- Нам
с тобой пришёл черёд.
- Сыграть
в игру "Наоборот".
- Скажу
я слово "высоко", а ты ответишь … ("низко").
- Скажу
я слово "далеко", а ты ответишь … ("близко").
- Скажу
я слово "потолок", а ты ответишь ("пол").
- Скажу
я слово "потерял", а скажешь ты ("нашёл")!
- Скажу
тебе я слово "трус", ответишь ты … ("храбрец").
-Теперь "начало"
я скажу - ну, отвечай, … ("конец").
«Скажи по-другому»
Цель: упражнение в подборе слов,
близких по смыслу (слов - приятелей).
Описание: "У одного
мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать
то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова
"печальный, грустный и расстроенный" - это слова - приятели.
Почему
он такой? Да потому что на улице идёт дождь, а мальчик идёт в школу.
Какое
слово повторилось два раза? (идёт)
Что
значит "дождь идёт"? Скажи по-другому.
Что
значит "мальчик идёт"? Скажи по-другому.
Как
можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).
Далее
даются аналогичные задания на следующие словосочетания:
- Чистый
воздух (свежий воздух).
- Чистая
вода (прозрачная вода).
- Чистая
посуда (вымытая посуда).
- Самолёт
сел (приземлился).
- Солнце
село (зашло).
- Река
бежит (течёт, струится).
- Мальчик
бежит (мчится, несётся).
- Как
сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный).
очень
маленький (малюсенький).
«Что бывает?»
Цель: развитие умения соотносить
слово - предмет со словом - признаком и правильно их согласовывать.
Описание: подбирается как
можно больше слов - предметов.
Зелёный - помидор,
крокодил, цвет, фрукт, …
Круглое - мяч,
стол, апельсин, ….
Сладкое - конфета,
торт, яблоко, …
(Высокое,
тяжёлое, длинное, …).
Игры для детей 6 -7 лет
«Лови да бросай ‒ цвета называй»
Цель: Упражнять в
подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.
Ход
игры:
Что у нас какого цвета ‒ мы расскажем вам об этом. Взрослый, бросая обозначающее
цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному
прилагательному.
Взрослый:
красный – Ребёнок: мак, огонь, флаг
оранжевый ‒
апельсин, морковь, заря;
желтый ‒
цыпленок, солнце, репа;
зеленый ‒
огурец, трава, лес;
голубой ‒ небо,
лед, незабудки;
синий ‒
колокольчик, море, чернила;
фиолетовый ‒
слива, сирень, сумерки.
«Подбери словечко»
Цель: Расширить и согласовывать
прилагательное с существительным.
Ход
игры:
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно
сказать:
«свежий»…
(воздух, огурец, хлеб, ветер);
«старый»… (дом,
пень, человек, ботинок);
«свежая»…
(булочка, новость, газета, скатерть);
«старая»…(мебель,
сказка, книга, бабушка);
«свежее»… (молоко,
мясо, варенье);
«старое»…(кресло,
сиденье, окно).
«Запоминай-ка»
Цель: Активизировать
словарный запас по лексическим темам. Развивать навыки понятийного обобщения.
Ход
игры:
Взрослый произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой
тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только
названия птиц».
Только птиц:
аист, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, сокол.
Только диких
зверей: барсук, овца, слон, ослик, лиса.
Только овощи:
свёкла, ананас, капуста, кукуруза, редис.
Только обувь:
сапожки, носки, сандалии, кроссовки, колготки.
Только мебель:
подоконник, сервант, стол, кресло, порог.
Только посуда:
блюдце, скатерть, кастрюля, сковорода, салфетка.
Только
транспорт: автобус, колесо, самосвал, такси, скамейка.
«Чье это жилище»
Цель: Закреплять знания детей о
жилищах животных.
Ход игры: На доске
картинки. Слева ‒ картинки, изображающие жилища животных, справа ‒ изображения
животных (не у своих жилищ). Ребенок называет, чье это жилище:
нора
‒ для лисы, мышки;
берлога
‒ для медведя;
дупло
‒ для белки, для совы;
гнездо
‒ для птицы;
скворечник
‒ для скворца;
коровник
‒ для коровы, телят;
конюшня
‒ для лошади, жеребят;
свинарник
‒ для свиньи и поросят;
крольчатник
‒ для кроликов.
«Как назвать того,
кто...?»
Цель: Развивать мышление,
активизировать словарный запас.
Ход игры: Взрослый
предлагает детям назвать того, кто ...
‒
Кто на паровозе ездит? (Машинист)
‒
Кто утром делает зарядку? (Физкультурник, спортсмен)
‒
Кто песни сочиняет? (Композитор)
‒
Кто играет на рояле? (Пианист)
‒
Кто все ломает? (Хулиган)
‒
Кто водит самолет? (Летчик, пилот)
‒
Кто такой полководец?
‒
Кто главнее: маршал или полководец?
Комментариев нет:
Отправить комментарий