Словарный запас

     Словарный запас – это  слова, обозначающие  предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности, которые использует человек. Выделяют активный и пассивный словарь ребенка.
   Пассивный словарь – это то, что ребенок понимает, но не использует в своей речи.
   Активный словарь – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретного ребенка.

Игры для детей 3-4 лет
«Кто скорее перенесет предметы?»
Цель: закреплять в речи детей правильное употребление нарицательных имен существительных в единственном числе, винительного падежа.
Описание игры. Играющие садятся на стульчики, напротив ставятся два стула, на них кладут 5 – 6 предметов из двух разных категорий, например: детская посуда (чашка, блюдце, чайник), детская мебель (кроватка, стул, стол). На расстоянии ставят два пустых стула. Двое детей из каждой команды стоят около стульев с предметами и по сигналу «Раз, два, три – бери посуду!» начинают переносить нужные предметы  на пустые стулья, стоящие напротив. Выигрывает тот, кто правильнее и раньше перенесет все предметы, относящиеся к названной педагогом категории, и назовет их. Затем соревнуются следующие пары детей. Образец речи: «Я перенес чайник (чашку, блюдце)» и т. д.
«Магазин»
Цель. Закрепить в речи детей правильное употребление нарицательных имен существительных в винительном падеже.
Описание игры. Играющие садятся за стол. Дети расставляют около себя полученные игрушки, как бы устраивая магазин. Педагог берет пару игрушечных матрешек и начинает игру словами: «Как – то раз в один город приехали веселые матрешки и отправились гулять. Идут они по городу и видят магазин (при этих словах педагог останавливает матрешек возле магазина одного из ребят.) Зашли они в магазин, остановились около прилавка, а одна из матрешек и говорит: «Продавец, мы тебе загадаем загадку, а ты отгадай, что мы  хотим купить».
  Серый зверек
  Через кочку скок.
  Легкие ноги, а хвоста немного. (Заяц).
Продавец отгадывает и отдает игрушку. Матрешки идут дальше: «Зашли матрешки в другой магазин и говорят: « Продавец, продавец, мы тебе загадаем загадку, а ты отгадай, что мы хотим купить».
«Угадай, что это?»
Цель. Закреплять использование в речи  прилагательных, правильно согласовывая их с местоимениями.
Описание игры. Педагог показывает детям фрукты, затем вызывает детей по одному. Вызванному завязывают глаза и предлагают выбрать какой–нибудь плод. Ребенок должен наощупь угадать, что это за фрукт и какой он по форме (или определить его твердость). Тот, кто не ошибся, получает в награду этот фрукт.
Образец речи детей. Это – яблоко. Оно круглое (твердое).
«Мы веселые ребята»
Цель. Закреплять умение понимать  в тексте и использовать в речи глаголы.
Описания игры. Дети стоят у стены. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне комнаты также проводится черта. Сбоку, примерно на середине между двумя линиями, находится водящий. Дети говорят хором:
  Мы веселые ребята,
  Любим бегать и играть.
  Ну, попробуй нас догнать,
  Раз, два, три – лови!-
И перебегают на другую сторону площадки, а водящий их догоняет. Тот, до кого водящий дотронулся прежде, чем он перешагнул через черту, считается пойманным и садится возле водящего.
«Жмурки»
Цель. Закрепить знание и употребление наречий места «справа - слева», «вперед – сзади»
Описание игры. Выбирается водящий, педагог завязывает ему глаза. Педагог водит водящего по комнате, останавливает, несколько раз поворачивает, затем снимает повязку и задает ему вопросы: «Что справа от тебя? Что слева от тебя? Что впереди тебя? Что сзади тебя?» Водящий отвечает, одним словом или полной фразой.
Игры для детей 4-5 лет
«Скажи ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч логопед; называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний. Стол - столик, ключ - ключик. Шапка - тапочка, белка -белочка. Книга - книжечка, ложка - ложечка. Голова - головка, картина - картинка. Мыло - мыльце, зеркало - зеркальце. Кукла - куколка, свекла - свеколка. Коса - косичка, вода - водичка. Жук - жучок, дуб - дубок. Вишня - вишенка, башня - башенка. Платье - платьице, кресло - креслице. Перо - перышко, стекло - стеклышко.
«Один - много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.
Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. Примеры: Стол - столы, двор - дворы, нос - носы, гора - горы, нора - норы, мост - мосты, дом - дома, глаз - глаза, луг - луга, город - города, провод - провода, холод - холода, день - дни, пень - пни, сон - сны, лоб - лбы, ухо - уши, стул - стулья, кол - колья, лист - листья, перо - перья, крыло - крылья, дерево - деревья, носок - носки, чулок - чулки, кусок - куски, кружок - кружки, дружок - дружки, прыжок - прыжки, утенок - утята, гусенок - гусята, цыпленок - цыплята, тигренок - тигрята, слоненок - слонята.
«Кто может совершать эти движения?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к названному глаголу. Логопед: Идет. Дети Человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; Бежит (Человек, животное, ручей, время); Летит (Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма); Плывет (Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).
«Из чего сделано?»
Целью игры является закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход игры. Я, бросая мяч ребенку, говорила: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечал: кожаные. Затем бросала мяч другому ребенку, говорила: «Рукавички из меха», а ребенок, возвращая мяч, отвечал: меховые и т. д. Тазик из меди. (Медный), Медвежонок из плюша (Плюшевый), Рукавички из шерсти (Шерстяные), Стакан из стекла (стеклянный), ваза из хрусталя (Хрустальная) и т. д. Затем я предложила детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.
«Подбери слово»
Цель: формировать словарь наречий, учить образовывать родственные слова, отвечающие на вопрос «как?».
Ход игры. Логопед. Я буду называть слово, которое отвечает на вопрос «какой?», например «Хороший мальчик». Вы же будете отвечать на вопрос, как он себя ведет, рисует, пишет.
Дается модель: плохой - плохо, хороший - хорошо.
Затем дети образуют наречия от прилагательных: красивый - красиво, сладкий - сладко, кислый - кисло, грязный - грязно, тихий - тихо, чистый - чисто, высокий - высоко, далекий - далеко, близкий - близко, аккуратный - аккуратно.
Игры для детей 5 – 6 лет
«Кому угощение?»
Цель: развивать умение употреблять трудные формы существительных в речи.
Описание: воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать, кому что. Просит помочь. Предложить картинки с изображением медведя, птиц (гусей, кур, лебедей), лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона.
Вопросы: Кому мед? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
«Закончи предложение»
Цель: развивать умение употреблять в речи сложноподчинённые предложения.
Описание: детям предложить закончить предложения:
• Мама положила хлеб... куда? (В хлебницу.)
• Брат насыпал сахар... куда? (В сахарницу.)
• Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (В салатницу.)
• Папа принес конфеты и положил их... куда? (В конфетницу.)
• Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела).
• Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно).
• Я не хочу спать, потому что... (ещё рано).
• Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода).
• Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты).
• Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись от собаки).
«Наоборот»
Цель: упражнение в подборе антонимов (слов - неприятелей).
- Нам с тобой пришёл черёд.
- Сыграть в игру "Наоборот".
- Скажу я слово "высоко", а ты ответишь … ("низко").
- Скажу я слово "далеко", а ты ответишь … ("близко").
- Скажу я слово "потолок", а ты ответишь ("пол").
- Скажу я слово "потерял", а скажешь ты ("нашёл")!
- Скажу тебе я слово "трус", ответишь ты … ("храбрец").
-Теперь "начало" я скажу - ну, отвечай, … ("конец").
«Скажи по-другому»
Цель: упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов - приятелей).
Описание: "У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова "печальный, грустный и расстроенный" - это слова - приятели.
Почему он такой? Да потому что на улице идёт дождь, а мальчик идёт в школу.
Какое слово повторилось два раза? (идёт)
Что значит "дождь идёт"? Скажи по-другому.
Что значит "мальчик идёт"? Скажи по-другому.
Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:
- Чистый воздух (свежий воздух).
- Чистая вода (прозрачная вода).
- Чистая посуда (вымытая посуда).
- Самолёт сел (приземлился).
- Солнце село (зашло).
- Река бежит (течёт, струится).
- Мальчик бежит (мчится, несётся).
- Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный).
очень маленький (малюсенький).
«Что бывает?» 
Цель: развитие умения соотносить слово - предмет со словом - признаком и правильно их согласовывать.
Описание: подбирается как можно больше слов - предметов.
Зелёный - помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
Круглое - мяч, стол, апельсин, ….
Сладкое - конфета, торт, яблоко, …
(Высокое, тяжёлое, длинное, …).
Игры для детей 6 -7 лет
«Лови да бросай ‒ цвета называй»
Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.
Ход игры: Что у нас какого цвета ‒ мы расскажем вам об этом. Взрослый, бросая обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Взрослый: красный – Ребёнок: мак, огонь, флаг
оранжевый ‒ апельсин, морковь, заря;
желтый ‒ цыпленок, солнце, репа;
зеленый ‒ огурец, трава, лес;
голубой ‒ небо, лед, незабудки;
синий ‒ колокольчик, море, чернила;
фиолетовый ‒ слива, сирень, сумерки.
«Подбери словечко»
Цель: Расширить и согласовывать прилагательное с существительным.
Ход игры: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать:
«свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер);
«старый»… (дом, пень, человек, ботинок);
«свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть);
«старая»…(мебель, сказка, книга, бабушка);
«свежее»… (молоко, мясо, варенье);
«старое»…(кресло, сиденье, окно).
«Запоминай-ка»
Цель: Активизировать словарный запас по лексическим темам. Развивать навыки понятийного обобщения.
Ход игры: Взрослый произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».
Только птиц: аист, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, сокол.
Только диких зверей: барсук, овца, слон, ослик, лиса.
Только овощи: свёкла, ананас, капуста, кукуруза, редис.
Только обувь: сапожки, носки, сандалии, кроссовки, колготки.
Только мебель: подоконник, сервант, стол, кресло, порог.
Только посуда: блюдце, скатерть, кастрюля, сковорода, салфетка.
Только транспорт: автобус, колесо, самосвал, такси, скамейка.
«Чье это жилище»
Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных.
Ход игры: На доске картинки. Слева ‒ картинки, изображающие жилища животных, справа ‒ изображения животных (не у своих жилищ). Ребенок называет, чье это жилище:
нора ‒ для лисы, мышки;
берлога ‒ для медведя;
дупло ‒ для белки, для совы;
гнездо ‒ для птицы;
скворечник ‒ для скворца;
коровник ‒ для коровы, телят;
конюшня ‒ для лошади, жеребят;
свинарник ‒ для свиньи и поросят;
крольчатник ‒ для кроликов.
«Как назвать того, кто...?»
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.
Ход игры: Взрослый предлагает детям назвать того, кто ...
‒ Кто на паровозе ездит? (Машинист)
‒ Кто утром делает зарядку? (Физкультурник, спортсмен)
‒ Кто песни сочиняет? (Композитор)
‒ Кто играет на рояле? (Пианист)
‒ Кто все ломает? (Хулиган)
‒ Кто водит самолет? (Летчик, пилот)
‒ Кто такой полководец?
‒ Кто главнее: маршал или полководец?


Комментариев нет:

Отправить комментарий