Грамматический строй
речи - это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и
предложениях. Включает в себя: морфологический и синтаксический уровень.
- общими психофизиологическими
закономерностями развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления,
состоянием нервных процессов);
- трудностями овладения
грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и
уровнем его усвоения;
- запасом знания об окружающем мире
и объемом словаря, а также состоянием речевого аппарата и уровнем развития
фонематического восприятия речи;
- неблагоприятна.
Игры, направленные на формирование грамматического строя речи
2 Младшая группа
«Чудесный мешочек»
Цель:
Ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.
Оборудование: Заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
Оборудование: Заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
Ход
игры: Скажем детям примерно следующее: «К нам в пришел заяц. Зайка-побегайка,
что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка?
(Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец?
(Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.) Теперь заяц с вами хочет
поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в
мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны
догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что
это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное.
Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)» Спасибо, заяц, что
пришел к нам. До свидания».
«Досказалка»
Цель: научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление.
«Досказалка»
Цель: научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление.
Ход
игры: произносите вместе с ребенком: Ко-ко-ко - на плите
сбежало моло... (ко). Ща-ща-ща - зеленая ро... (ща). Чу-чу-ну - педаль кру...
(чу). Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например,
ребенок говорит: «Ло-», — вы досказываете: «-шадь».
Закрепляем: продолжаем играть:
лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на. Если ребенок справляется, предложите ему на
один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше
подберет слогов, тот и победил.
«Какая бывает собака?»
Цель: Развитие
правильной, грамотной речи, логического мышления.
Ход
игры: попросить ребенка представить себе собаку и
рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть,
какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Другие темы: “Какая
бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т.п.
«Угадай, чей голос»
Цель:
развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить
многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию,
правильно ставить ударение
Ход игры: имитируя голоса животных, т. е. произнося различные звукосочетания, предлагаем детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, взрослый предлагает им определить, большое это животное или маленькое.
Ход игры: имитируя голоса животных, т. е. произнося различные звукосочетания, предлагаем детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, взрослый предлагает им определить, большое это животное или маленькое.
«Один – много»
Цель: упражнять детей в образовании
множественного числа существительных в именительном и родительном.
падежах.
Оборудование:
парные картинки с изображениями игрушек, на одной из которых нарисован один
предмет, а на другой — несколько таких же предметов: мячи, неваляшки,
пирамидки, лошадки, грузовики, зайчата.
Ход
игры: вначале воспитатель выкладывает предметные картинки
с изображением одного предмета. Ребенок составляет простое предложение: «Одна
утка»… и.т.д..
Затем воспитатель выкладывает картинки, где изображено много предметов. Ребенок составляет предложение: «Много уток» и т.д.
Затем воспитатель выкладывает картинки, где изображено много предметов. Ребенок составляет предложение: «Много уток» и т.д.
Средняя группа
«Эрудит»
Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У. Оборудование: предметные картинки.
Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У. Оборудование: предметные картинки.
Ход
игры: детям раздавались картинки с животными, и задаются
вопросы. Речевой материал: - У кого большой хобот? - У кого пушистый хвост? - У
кого нос пяточком? - У кого длинные уши? - У кого есть копыта?
«Подскажи действия»
Цель: научить
детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ с разными приставками.
Оборудование:
игрушечная машинка.
Ход
игры: экспериментатор показывал действия с машинкой и
начинал предложения, а дети должны были продолжить предложения и назвать
действие. Речевой материал: - Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала); -
Машина по дороге…(ПОехала); - Машина к мосту…(ПОДъехала); - Машина на
мост…(Въехала); - Машина с моста…(Съехала); - Машина дерево…(ОБъехала).
Экспериментатор повторял произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя
голосом приставки.
«Кто больше действий назовёт»
«Кто больше действий назовёт»
Цель:
активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Оборудование: картинки: предметы одежды, самолёт, ручка, солнце, собака, пчела, снежинка.
Ход игры: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например, что можно сказать о самолёте? (он летит, гудит, поднимается); что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать); что можно сказать о солнце? (греет, светит, восходит); что можно делать с куклой? (играть, одевать, обувать) и т.д.
«Составь рассказ»
Оборудование: картинки: предметы одежды, самолёт, ручка, солнце, собака, пчела, снежинка.
Ход игры: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например, что можно сказать о самолёте? (он летит, гудит, поднимается); что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать); что можно сказать о солнце? (греет, светит, восходит); что можно делать с куклой? (играть, одевать, обувать) и т.д.
«Составь рассказ»
Цель: Учить
составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;
Ход игры: дети учатся составлять рассказы о профессиях. Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.
Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д.
Ход игры: дети учатся составлять рассказы о профессиях. Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.
Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д.
Старшая группа
«Скажи иначе»
Цель: учить
детей подбирать синонимы.
Ход
игры: взрослый называет, а ребенок должен подобрать
близкое по значению слово: унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая,
печальная. Небо серое - темное, холодное, пасмурное.
Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы). Высохли цветы - завяли, зачахли.
Корм- пища, еда, продовольствие. Долгий - продолжительный, длинный, длительный.
Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы). Высохли цветы - завяли, зачахли.
Корм- пища, еда, продовольствие. Долгий - продолжительный, длинный, длительный.
«Посели в домик»
Цель:
развитие умения определить слоговую структуру слова.
Ход
игры: взрослый вводит
«гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя
в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из
одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой
домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя
селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя
створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и
распределить их по такому же принципу.
«Наоборот»
Цель: упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
«Наоборот»
Цель: упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
Ход: Скажу я слово «высоко», а ты
ответишь … («низко»). Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»). Скажу
я слово «потолок», а ты ответишь («пол»). Скажу я слово «потерял», а скажешь ты
(«нашёл»). Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»). Теперь
«начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).
«Распутай слова»
Цель:
учить составлять предложения, используя данные слова.
Ход
игры: Слова в предложении перепутались. Попробуйте
расставить их на свои места. Что получится? Предложения для игры: Дымок, идёт,
трубы, из. Любит, медвежонок, мёд. Стоят, вазе, цветы, в.
Подготовительная группа
«Зверюшки»
Цель игры: образовать новые слова с помощью суффиксов.
Цель игры: образовать новые слова с помощью суффиксов.
Ход
игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина –
зайчий. Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.
«Дом – домик – домишко – домище»
Цель:
упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов -ик, -ишк, -ище; в
употреблении образованных существительных в Р.п.; развивать умение слышать
грамматически правильную речь.
Оборудование:
карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома,
домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого,
красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в
доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета)
Ход
игры: к картинке с изображением дома выкладываются 3
карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку
предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике,
домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала
дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения
цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и
животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и
называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому
что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к.
слова «лисик» не существует».
«Посчитай - ка»
«Посчитай - ка»
Цель:
учить образовывать множественное число имени существительного.
Ход
игры: Счет до 5 со словом лиса. Одна лиса, две лисы, три
лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т.д.
«Сложные слова»
Цель:
учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов.
Ход
игры: У курицы короткий хвост – она короткохвостая. У
гусыни белая голова – она белоголовая. У зайца длинные уши – он длинноухий. У
цапли длинные ноги – она длинноногая.
«Мой—моя—мое—мои»
Цель: упражнение в согласовании местоимения с существительным.
«Мой—моя—мое—мои»
Цель: упражнение в согласовании местоимения с существительным.
Ход
игры: 1. Взрослый называет детям слова и просит ответить
на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с
существительным. Примерный речевой материал:
мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;
машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;
ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;
валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.
2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.
мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;
машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;
ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;
валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.
2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.
«Подумай и назови»
Цель: упражнение
детей в образовании прилагательных от существительных.
Ход
игры: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При
затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»). Примерный речевой материал: Если
на улице очень холодно, то день ... Если на улице шум, то улица ... Если
человеку сопутствует удача, то человек ... Если у человека талант, то человек
... Если весь день идет дождь, то день ... Если корова приносит людям пользу,
то корова ... Если у человека есть здоровье, то человек ...
Игры, направленные на формирование грамматического строя речи по
лексическим темам
Тема: «Овощи»
Цель: Образование
и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Согласование
прилагательных с существительными в числе и роде.
«Назови ласково»
Ход
игры: «Я буду зайцем (зайчихой), а ты зайчонком. Я буду
называть большой овощ, а ты маленький»: «морковь – морковочка, лук – лучок,
помидор – помидорчик, огурец – огурчик, укроп – укропчик, картошка –
картошечка, перец – перчик, чеснок – чесночок, горох – горошек,
репа – репка.
Рекомендую повторно провести игру,
усложнив её употреблением существительного в Тв.п., например: «Будем с зайцами
играть – овощами угощать: зайца – морковью, зайчонка – морковкой, зайца –
луком, зайчонка – лучком и т.д.»
«Подскажи словечко»
Ход
игры: Взрослый предлагает ребёнку подсказать нужное
слово. В теплице растут зелёные…(огурцы) и круглые, красные…(помидоры). Из
земли выкопали крупную, серую…(картошку). В винегрет мама порезала
красную, круглую…(свеклу) и оранжевую…(морковь). Бабушка засолила целое ведро
белокочанной…(капусты).
Тема: «Фрукты»
Цель:
Согласование существительных и прилагательных с числительным. Образование
единственного и множественного числа существительных.
«Сколько фруктов в магазине»
Ход
игры: Взрослый предлагает ребёнку поиграть в «Магазин» и
сосчитать фрукты, называя их цвет или размер. Например: Одно жёлтое
яблоко, два жёлтых яблока… пять жёлтых яблок.
«Маловато будет!»
Ход
игры: Для этой игры можно взять любую мягкую игрушку
(например, собачку). Ребёнку предлагают поиграть с этой собачкой и говорят о
том, что ей всего мало: ей предлагаешь яблоко, а она требует яблоки, ей даёшь
груши, а она кричит – груши и т.д. Таким же образом взрослый называет слово в
единственном числе и предлагает ребёнку назвать это слово во множественном
числе: Яблоко – яблоки. Примерный речевой материал: персик, груша, абрикос,
апельсин, банан, мандарин, ананас.
Тема: «Грибы»
Цель: Различать
и употреблять предлоги. Употреблять существительные в родительном падеже
множественного числа.
«Удачливый грибник»
Ход
игры: Взрослый называет гриб в единственном числе, а
ребёнку предлагает стать «Удачливым грибником» и найти много грибов. Образец:
Взрослый: «Я нашёл подберёзовик». Ребёнок: «Я нашёл много подберёзовиков». Примерный
речевой материал: масленок, лисичка, моховик, боровик, подосиновик, сыроежка,
опенок.
«Запасливая Белка»
Ход
игры: Взрослый предлагает ребёнку поиграть в «Запасливых
Белок» и для этого им понадобятся грибы. Вместе с ребёнком рисует на
небольших листах бумаги грибы или делают аппликации, так чтобы на каждом был
один гриб. Затем он предлагает спрятать запасы. Образец: Взрослый: «Я спрячу
гриб под стол». Ребёнок: «Я спрячу гриб в шкаф». Когда все грибы спрятаны,
взрослый предлагает их найти. Например: «Я нашёл гриб за дверью».
Тема: «Осень»
Цель: Образование
относительных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными
«Какого листочка нет?»
Ход
игры: Во время прогулки соберите букет из осенних
листочков и предложите поиграть с листочками. Взрослый называет сначала, какой
у него листочек: «У меня красный кленовый листочек». А затем прячет его за
спиной и спрашивает у ребёнка: «Какого листочка нет?» Если дома их высушить с
помощью утюга, то можно выполнить аппликации с листочками («Осенний ковёр»,
«Бабочка», «Птичка», «Цветочек» и т.д.) или просто поставить их в вазу.
«Подскажи Тузику»
Ход
игры: Взрослый говорит, что Тузик на улице гулял и пришёл
домой весь мокрый. Взрослый: Тузик, почему ты весь мокрый? На
улице дождливый погода! Взрослый, обращается к ребёнку: Подскажи
Тузику, погода какая? (дождливая погода) Тузик: А ещё ветер сильная.
(сильный ветер) Взрослый предлагает исправлять неправильные фразы. День холодная.
(холодный день) В небе чёрный тучи. (черные тучи) На
дороге большой лужи. (большие лужи)
Тема: «Игрушки»
Цель: Различение
значений и употребление предлогов. Употребление существительных в родительном
падеже в единственном и множественном числе.
«Волшебный платочек»
Ход
игры: Взрослый сначала называет игрушку, затем накрывает
её (или их) платком. Например: «Вот машина (накрывает платком), нет
машины». Далее предлагает ребёнку стать волшебником и прятать игрушки.
Взрослому необходимо следить за правильностью речевого высказывания ребёнка.
«Уберём игрушки вместе»
Ход
игры: Взрослый предлагает ребёнку убрать игрушки на свои
места и проговаривать выполняемое действие. Например: «Машину я поставлю в
гараж. Куклу посажу за стол и т.д.» Можно соревноваться, кто больше уберёт
игрушек.
Тема: «Посуда»
Цель: Употребление
существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Образование
относительных прилагательных.
«Резиночки»
Ход
игры: Взрослый предлагает поиграть с этой резиночкой. Он
называет маленький предмет, а когда растягивает резиночку называет большой.
Например: «Маленькая чашечка (растягивает резиночку) – большая чашка. Примерный
речевой материал: маленькая тарелочка, маленькая кастрюлька, маленькая
сковородка, маленький чайничек – большой чайник.
«Какая у нас есть посуда?»
Ход
игры: Предложите ребёнку посмотреть, какая есть у Вас
посуда. Например: Взрослый: «У нас есть стакан из стекла. Какой он?» Ребёнок:
«Стеклянный». Примерный речевой материал: кастрюля из алюминия, сковорода из
чугуна, чашка из фарфора и т.д.
Тема: «Одежда и обувь»
Цель: Согласование
существительных с притяжательными местоимениями. Употребление существительных в
родительном, дательном, винительном и предложном падежах.
«Жадная Принцесса»
Ход
игры: Взрослый берёт куклу и говорит, что это «Жадная
Принцесса» и все до чего она коснётся – это её, особенно, она, любит
наряды. Например: Взрослый касается куклой до кофты: «Моя кофта», до
платья: «Моё платье». Взрослый передаёт куклу ребёнку и предлагает ему поиграть
с ней.
Тема: «Зима»
Цель: Изменение
существительных по падежам. Употребление предлогов.
«Доскажи словечко»
Ход
игры: Взрослый произносит незаконченное предложение и
предлагает ребёнку подобрать нужное слово. Лепить из снега… (снеговика). Кататься
с горки на… (на санках). На катке катаются на… (на коньках). Съехать на санках
с … (с горки). По лыжне кататься на… (на лыжах). Зимой строить крепость из …
(из снега). Мороз рисует узор на … (на окне). Положить птица зёрна в … (в
кормушку). Снежинки летят по … (по воздуху). В Новый год Дед Мороз придёт в
гости к … (к детям)
«Куда снежинка полетела?»
Ход
игры: Взрослый говорит, что начинается снегопад и их
снежинки полетели. Например: «Снежинка летала, летала и на стол упала, ветер
подул, и она дальше полетела – под стол улетела…».
Тема: «Дикие звери»
Цель: Образование
притяжательных прилагательных. Употребление сложных предлогов –из –за, -из
– под.
«Я зверь лесной»
Ход
игры: Взрослый предлагает ребёнку вместе с ним
превратиться в лесных зверей: «Давай превратимся в лесных зверей, я буду
медведем, а кем будешь ты? (например лисой) У меня медвежий лапы, а у тебя?
(лисьи лапы). У меня медвежьи уши, а у тебя? (лисьи уши). У меня медвежьи
глаза, а у тебя? (лисьи глаза) и т.д.»
Тема: «Домашние животные»
Цель: Образование
существительных субъективной оценки с помощью суффикса – ищ. Употребление
существительных единственного и множественного числа в предложном падеже.
«Хвастливые животные»
Ход
игры: Взрослый предлагает ребёнку поиграть с хвастливыми
животными, как бы соревнуясь, кто из них самый лучший. Образец: «У меня не кот,
а котище, у него не усы, а усищи и т.д.»
«Кто о ком думает?»
Ход
игры: Думает кошка о малых … (котятах). Мама собака о
детках … (щенятах). Корова вздыхает о сыне … (телёнке). А лошадь о
быстром своём … (жеребёнке). Мама овечка о детях … (ягнятах). И мама свинья о
своих … (поросятах)
Тема: «Транспорт»
Цель: Употребление
приставочных глаголов. Согласование числительных с существительными.
«Машины»
Ход
игры: Взрослый предлагает отправиться в путешествия на
машинах, при этом комментирует свои действия и побуждает ребёнка проговаривать
выполняемые действия. В этой игре важно использовать приставочные глаголы:
ехать, выехать, переехать, заехать, подъехать, уехать, доехать.
«Посчитаем машины»
Ход
игры: Если у Вашего ребёнка есть игрушечные машины, то
предложите ему их посчитать: «Одна машина, две машины … пять машин». Можно
усложнить задачу и считать машины с учётом признака цвета или величины:
«Одна маленькая машина, две маленьких машины … пять маленьких машин».
Тема: «Весна»
Цель: Употребление
сравнительной степени наречий. Употребление падежных форм существительных во
множественном числе.
«Скажи наоборот»
Ход
игры: Взрослый
бросает мяч ребёнку и называет слово, а ребёнок изменяет слово по образцу.
Примерный речевой материал: теплее – холоднее, быстрее – медленнее, темнее –
светлее, длиннее – короче, грязнее – чище.
«Нарисуем подснежники»
Ход
игры: Взрослый
предлагает ребёнку нарисовать подснежники и побуждает ребёнка комментировать
его действия: «Что я рисую? (подснежники) На чём я рисую? (на бумаге)
Чем я их рисую? (карандашами) У подснежников нет зелёных
…(листочков) Что ты видишь? (подснежники)» и т.д.
Тема: «Семья»
Цель: Образование
притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин-. Образование и
употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
«Чья это вещь?»
Ход
игры: для этой
игры Вам потребуется по одной вещи каждого членов семьи. Сложите их в мешок и
когда будете доставать, спрашивайте: «Чья это вещь?»
Аналогично можно предложить
ребёнку разобрать вещи, например, после стирки.
«Назови ласково»
Ход
игры: Взрослый
бросает ребёнку мяч и предлагает назвать ласково все членов семьи. Примерный
речевой материал: мама – мамочка, папа – папочка, бабушка – бабулечка, дедушка
– дедулечка, брат – братишка, сестра – сестричка.
Тема: «Мебель»
Цель: Согласование
числительных с существительными и прилагательными. Употребление существительных
с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Употребление предлогов.
«Озорные игрушки»
Ход
игры: Взрослый
говорит ребёнку, что игрушки непростые, а игрушки озорные. Они на месте не
сидят, а по мебели прыгать хотят! И предлагает ребёнку взять одну игрушку, а
другую берёт сам и показывает, как они прыгают по мебели, называя свои действия
(например: «Моя кошка прыгнула под стол; залезла в шкаф; вылезла из – под стола
и т.д.)
«Посчитай мебель в квартире»
Ход
игры: Взрослый
предлагает ребёнку посчитать мебель в квартире. Например: «Один обеденный стол,
три больших стула, один маленький стульчик, одна детская кроватка и т.д.»
Тема: «Профессии»
Цель: Употребление
существительных в творительном падеже. Употребление глаголов в настоящем и
будущем времени.
«Кто чем работает?»
Ход
игры: Землекоп
копает… (лопатой). Врач укол делает … (шприцом). Портной шьет платье … (иглой).
Маляр красит … (кистью). Лесоруб рубит деревья … (топором)
«Вчера – завтра»
Ход
игры: Взрослый с
ребёнком садятся на пол напротив друг друга, раздвигают ноги и перекатывают
друг другу мяч. Примерный речевой материал: Вчера я работал, а завтра – … (буду
работать). Вчера я строил, а завтра – … (буду строить). Вчера я шил, а завтра
-…(буду шить). Вчера я стирал, а завтра – … (буду стирать). Вчера я продавал, а
завтра – …(буду продавать). Вчера я красил, а завтра – … (буду красить)
Тема: «Цветы»
Цель: Согласование
числительных в именительном и косвенных падежах с прилагательными и
существительными. Образование уменьшительно – ласкательных форм существительных
и прилагательных.
«Посчитай цветы»
Ход
игры: Взрослый
предлагает ребёнку посчитать цветы по очереди, кидая в руки друг другу мяч. Образец:
Растёт одна белая ромашка – растут две белых ромашки … Радуемся одной белой
ромашки – двум белым ромашкам … Сорвали одну белую ромашку – сорвали две белых
ромашки … Нет одной белой ромашки – нет двух белых ромашек … Вспомню об одной
белой ромашке – вспомню о двух белых ромашках …
«Цветок и цветочек»
Ход
игры: Взрослый
предлагает ребёнку поиграть в цветок и цветочек: «Я буду называть большой
цветок, а ты маленький цветочек». Образец: Большая белая ромашка – маленькая
беленькая ромашечка. Большая красная гвоздика – маленькая красненькая
гвоздичка. Большая розовая роза – маленькая розовенькая розочка. Большой синий
василёк – маленький синенький василёчек.
Комментариев нет:
Отправить комментарий