Грамматика для детей

Грамматический строй речи - это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Включает в себя: морфологический и синтаксический уровень.

 Чем обусловлены грамматические ошибки дошкольников?
- общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов);
- трудностями овладения грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уровнем его усвоения;
- запасом знания об окружающем мире и объемом словаря, а также состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи;
- неблагоприятна.

Игры, направленные на формирование грамматического строя речи
2 Младшая группа
«Чудесный мешочек»
Цель: Ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.
Оборудование: Заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
Ход игры: Скажем детям примерно следующее: «К нам в пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.) Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)» Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».
«Досказалка»
Цель: научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление.
Ход игры: произносите вместе с ребенком: Ко-ко-ко - на плите сбежало моло... (ко). Ща-ща-ща - зеленая ро... (ща). Чу-чу-ну - педаль кру... (чу). Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: «Ло-», — вы досказываете: «-шадь».
Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на. Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.
«Какая бывает собака?»
Цель: Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления.
Ход игры: попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т.п.
«Угадай, чей голос»
Цель: развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение
Ход игры: имитируя голоса животных, т. е. произнося различные звукосочетания, предлагаем детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, взрослый предлагает им определить, большое это животное или маленькое.
«Один – много»
Цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном.
 падежах.
Оборудование: парные картинки с изображениями игрушек, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой — несколько таких же предметов: мячи, неваляшки, пирамидки, лошадки, грузовики, зайчата.
Ход игры: вначале воспитатель выкладывает предметные картинки с изображением одного предмета. Ребенок составляет простое предложение: «Одна утка»… и.т.д..
Затем воспитатель выкладывает картинки, где изображено много предметов. Ребенок составляет предложение: «Много уток» и т.д.
Средняя группа
«Эрудит»
Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У. Оборудование: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки с животными, и задаются вопросы. Речевой материал: - У кого большой хобот? - У кого пушистый хвост? - У кого нос пяточком? - У кого длинные уши? - У кого есть копыта?
«Подскажи действия»
Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ с разными приставками.
Оборудование: игрушечная машинка.
Ход игры: экспериментатор показывал действия с машинкой и начинал предложения, а дети должны были продолжить предложения и назвать действие. Речевой материал: - Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала); - Машина по дороге…(ПОехала); - Машина к мосту…(ПОДъехала); - Машина на мост…(Въехала); - Машина с моста…(Съехала); - Машина дерево…(ОБъехала). Экспериментатор повторял произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя голосом приставки.
«Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Оборудование: картинки: предметы одежды, самолёт, ручка, солнце, собака, пчела, снежинка.
Ход игры: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например, что можно сказать о самолёте? (он летит, гудит, поднимается); что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать); что можно сказать о солнце? (греет, светит, восходит); что можно делать с куклой? (играть, одевать, обувать) и т.д.
«Составь рассказ»
Цель: Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;
Ход игры: дети учатся составлять рассказы о профессиях. Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.
Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д.
Старшая группа
«Скажи иначе»
Цель: учить детей подбирать синонимы.
Ход игры: взрослый называет, а ребенок должен подобрать близкое по значению слово: унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная. Небо серое - темное, холодное, пасмурное.
Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы). Высохли цветы - завяли, зачахли.
Корм- пища, еда, продовольствие. Долгий - продолжительный, длинный, длительный.
«Посели в домик»
Цель: развитие умения определить слоговую структуру слова.
Ход игры: взрослый вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.
«Наоборот»
Цель: упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
Ход: Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»). Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»). Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»). Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»). Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»). Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).
«Распутай слова»
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.
Ход игры: Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится? Предложения для игры: Дымок, идёт, трубы, из. Любит, медвежонок, мёд. Стоят, вазе, цветы, в.
Подготовительная группа
«Зверюшки»
Цель игры: образовать новые слова с помощью суффиксов.
Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий. Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.
«Дом – домик – домишко – домище»
Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов -ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.; развивать умение слышать грамматически правильную речь.
Оборудование: карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета)
Ход игры: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к. слова «лисик» не существует».
«Посчитай - ка»
Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.
Ход игры: Счет до 5 со словом лиса. Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т.д.
«Сложные слова»
Цель: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов.
Ход игры: У курицы короткий хвост – она короткохвостая. У гусыни белая голова – она белоголовая. У зайца длинные уши – он длинноухий. У цапли длинные ноги – она длинноногая.
«Мой—моя—мое—мои»
Цель: упражнение в согласовании местоимения с существительным.
Ход игры: 1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с существительным. Примерный речевой материал:
мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;
машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;
ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;
валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.
2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.
«Подумай и назови»
Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных.
Ход игры: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»). Примерный речевой материал: Если на улице очень холодно, то день ... Если на улице шум, то улица ... Если человеку сопутствует удача, то человек ... Если у человека талант, то человек ... Если весь день идет дождь, то день ... Если корова приносит людям пользу, то корова ... Если у человека есть здоровье, то человек ...

Игры, направленные на формирование грамматического строя речи по лексическим темам
Тема: «Овощи»
Цель: Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Согласование прилагательных с существительными в числе и роде.
«Назови ласково»
Ход игры: «Я буду зайцем (зайчихой), а ты зайчонком. Я буду называть большой овощ, а ты маленький»: «морковь – морковочка, лук – лучок, помидор – помидорчик, огурец – огурчик, укроп – укропчик, картошка – картошечка, перец – перчик, чеснок – чесночок,   горох – горошек, репа – репка.
Рекомендую повторно провести игру, усложнив её употреблением существительного в Тв.п., например: «Будем с зайцами играть – овощами угощать: зайца – морковью, зайчонка – морковкой, зайца – луком, зайчонка – лучком и т.д.»
«Подскажи словечко»
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку подсказать нужное слово. В теплице растут зелёные…(огурцы) и круглые, красные…(помидоры). Из земли выкопали  крупную, серую…(картошку). В винегрет мама порезала красную, круглую…(свеклу) и оранжевую…(морковь). Бабушка засолила целое ведро белокочанной…(капусты).
Тема: «Фрукты»
Цель: Согласование существительных и прилагательных с числительным. Образование единственного и множественного числа существительных.
«Сколько фруктов в магазине»
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку поиграть в «Магазин» и сосчитать фрукты, называя их цвет или размер. Например:  Одно жёлтое яблоко, два жёлтых яблока… пять жёлтых яблок.
«Маловато будет!»
Ход игры: Для этой игры можно взять любую мягкую игрушку (например, собачку). Ребёнку предлагают поиграть с этой собачкой и говорят о том, что ей всего мало: ей предлагаешь яблоко, а она требует яблоки, ей даёшь груши, а она кричит – груши и т.д. Таким же образом взрослый называет слово в единственном числе и предлагает ребёнку назвать это слово во множественном числе: Яблоко – яблоки. Примерный речевой материал: персик, груша, абрикос, апельсин, банан, мандарин, ананас.
Тема: «Грибы»
Цель: Различать и употреблять предлоги. Употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.
«Удачливый грибник»
Ход игры: Взрослый называет гриб в единственном числе, а ребёнку  предлагает стать «Удачливым грибником» и найти много грибов. Образец: Взрослый: «Я нашёл подберёзовик». Ребёнок: «Я нашёл много подберёзовиков». Примерный речевой материал: масленок, лисичка, моховик, боровик, подосиновик, сыроежка, опенок.
«Запасливая Белка»
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку поиграть в «Запасливых Белок» и для этого им понадобятся грибы. Вместе с ребёнком  рисует на небольших листах бумаги грибы или делают аппликации, так чтобы на каждом был один гриб. Затем он предлагает спрятать запасы. Образец: Взрослый: «Я спрячу гриб под стол». Ребёнок: «Я спрячу гриб в шкаф». Когда все грибы спрятаны, взрослый предлагает их найти. Например: «Я нашёл гриб за дверью».
Тема: «Осень»
Цель: Образование относительных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными
«Какого листочка нет?»
Ход игры: Во время прогулки соберите букет из осенних листочков и предложите поиграть с листочками. Взрослый называет сначала, какой у него листочек: «У меня красный кленовый листочек». А затем прячет его за спиной и спрашивает у ребёнка: «Какого листочка нет?» Если дома их высушить с помощью утюга, то можно выполнить аппликации с листочками («Осенний ковёр», «Бабочка», «Птичка», «Цветочек» и т.д.) или просто поставить их в вазу.
«Подскажи Тузику»
Ход игры: Взрослый говорит, что Тузик на улице гулял и пришёл домой весь мокрый. Взрослый: Тузик, почему ты весь мокрый? На улице дождливый погода! Взрослый, обращается к ребёнку: Подскажи Тузику, погода какая? (дождливая погода) Тузик: А ещё ветер сильная. (сильный ветер) Взрослый предлагает исправлять неправильные фразы. День холодная. (холодный день) В небе чёрный тучи. (черные тучи) На дороге большой лужи. (большие лужи)
Тема: «Игрушки»
Цель: Различение значений и употребление предлогов. Употребление существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе.
«Волшебный платочек»
Ход игры: Взрослый сначала называет игрушку, затем накрывает её (или их) платком. Например: «Вот машина  (накрывает платком), нет машины».  Далее предлагает ребёнку стать волшебником и прятать игрушки. Взрослому необходимо следить за правильностью речевого высказывания ребёнка.
«Уберём игрушки вместе»
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку убрать игрушки на свои места и проговаривать выполняемое действие. Например: «Машину я поставлю в гараж. Куклу посажу за стол и т.д.» Можно соревноваться, кто больше уберёт игрушек.
Тема: «Посуда»
Цель: Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Образование относительных прилагательных.
«Резиночки»
Ход игры: Взрослый предлагает поиграть с этой резиночкой. Он называет маленький предмет, а когда растягивает резиночку называет большой. Например: «Маленькая чашечка (растягивает резиночку) – большая чашка. Примерный речевой материал: маленькая тарелочка, маленькая кастрюлька, маленькая сковородка, маленький чайничек – большой чайник.
«Какая у нас есть посуда?»
Ход игры: Предложите ребёнку посмотреть, какая есть у Вас посуда. Например: Взрослый: «У нас есть стакан из стекла. Какой он?» Ребёнок: «Стеклянный». Примерный речевой материал: кастрюля из алюминия, сковорода из чугуна, чашка из фарфора и т.д.
Тема: «Одежда и обувь»
Цель: Согласование существительных с притяжательными местоимениями. Употребление существительных в родительном, дательном, винительном и предложном падежах.
«Жадная Принцесса»
Ход игры: Взрослый берёт куклу и говорит, что это «Жадная Принцесса» и все до чего она коснётся – это её, особенно, она, любит наряды.  Например: Взрослый касается куклой до кофты: «Моя кофта», до платья: «Моё платье». Взрослый передаёт куклу ребёнку и предлагает ему поиграть с ней.
Тема: «Зима»
Цель: Изменение существительных по падежам. Употребление предлогов.
«Доскажи словечко»
Ход игры: Взрослый произносит незаконченное предложение и предлагает ребёнку подобрать нужное слово. Лепить из снега… (снеговика). Кататься с горки на… (на санках). На катке катаются на… (на коньках). Съехать на санках с … (с горки). По лыжне кататься на… (на лыжах). Зимой строить крепость из … (из снега). Мороз рисует узор на … (на окне). Положить птица зёрна в … (в кормушку). Снежинки летят по … (по воздуху). В Новый год Дед Мороз придёт в гости к … (к детям)
«Куда снежинка полетела?»
Ход игры: Взрослый говорит, что начинается снегопад и их снежинки полетели. Например: «Снежинка летала, летала и на стол упала, ветер подул, и она дальше полетела – под стол улетела…».
Тема: «Дикие звери»
Цель: Образование притяжательных прилагательных. Употребление сложных предлогов –из –за, -из – под.
«Я зверь лесной»
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку вместе с ним превратиться в лесных зверей: «Давай превратимся в лесных зверей, я буду медведем, а кем будешь ты? (например лисой) У меня медвежий лапы, а у тебя? (лисьи лапы). У меня медвежьи уши, а у тебя? (лисьи уши). У меня медвежьи глаза, а у тебя? (лисьи глаза) и т.д.»
Тема: «Домашние животные»
Цель: Образование существительных субъективной оценки с помощью суффикса – ищ. Употребление существительных единственного и множественного числа в предложном падеже.
«Хвастливые животные»
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку поиграть с хвастливыми животными, как бы соревнуясь, кто из них самый лучший. Образец: «У меня не кот, а котище, у него не усы, а усищи и т.д.»
«Кто о ком думает?»
Ход игры: Думает кошка о малых … (котятах). Мама собака о детках … (щенятах). Корова вздыхает о сыне … (телёнке). А лошадь о  быстром своём … (жеребёнке). Мама овечка о детях … (ягнятах). И мама свинья о своих … (поросятах)
Тема: «Транспорт»
Цель: Употребление приставочных глаголов. Согласование числительных с существительными.
«Машины»
Ход игры: Взрослый предлагает отправиться в путешествия на машинах, при этом комментирует свои действия и побуждает ребёнка проговаривать выполняемые действия. В этой игре важно использовать приставочные глаголы: ехать, выехать, переехать, заехать, подъехать, уехать, доехать.
«Посчитаем машины»
Ход игры: Если у Вашего ребёнка есть игрушечные машины, то предложите ему их посчитать: «Одна машина, две машины … пять машин». Можно усложнить задачу и считать машины с учётом  признака цвета или величины: «Одна маленькая машина, две маленьких машины … пять маленьких машин».
Тема: «Весна»
Цель: Употребление сравнительной степени наречий. Употребление падежных форм существительных во множественном числе.
«Скажи наоборот»
Ход игры:  Взрослый бросает мяч ребёнку и называет слово, а ребёнок изменяет слово по образцу. Примерный речевой материал: теплее – холоднее, быстрее – медленнее, темнее – светлее, длиннее – короче, грязнее – чище.
«Нарисуем подснежники»
Ход игры:  Взрослый предлагает ребёнку нарисовать подснежники и побуждает ребёнка комментировать его действия: «Что я рисую? (подснежники)  На чём я рисую? (на бумаге)  Чем я их рисую? (карандашами)  У подснежников нет зелёных …(листочков)  Что ты видишь? (подснежники)»  и т.д.
Тема: «Семья»
Цель: Образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин-. Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
«Чья это вещь?»
Ход игры:  для этой игры Вам потребуется по одной вещи каждого членов семьи. Сложите их в мешок и когда будете доставать, спрашивайте: «Чья это вещь?»
Аналогично  можно предложить ребёнку разобрать вещи, например, после стирки.
«Назови ласково»
Ход игры:  Взрослый бросает ребёнку мяч и предлагает назвать ласково все членов семьи. Примерный речевой материал: мама – мамочка, папа – папочка, бабушка – бабулечка, дедушка – дедулечка, брат – братишка, сестра – сестричка.
Тема: «Мебель»
Цель: Согласование числительных с существительными и прилагательными. Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Употребление предлогов.
«Озорные игрушки»
Ход игры:  Взрослый говорит ребёнку, что игрушки непростые, а игрушки озорные. Они на месте не сидят, а по мебели прыгать хотят! И предлагает ребёнку взять одну игрушку, а другую берёт сам и показывает, как они прыгают по мебели, называя свои действия (например: «Моя кошка прыгнула под стол; залезла в шкаф; вылезла из – под стола и т.д.)
«Посчитай мебель в квартире»
Ход игры:  Взрослый предлагает ребёнку посчитать мебель в квартире. Например: «Один обеденный стол, три больших стула, один маленький стульчик, одна детская кроватка и т.д.»
Тема: «Профессии»
Цель: Употребление существительных в творительном падеже. Употребление глаголов в настоящем и будущем времени.
«Кто чем работает?»
Ход игры:  Землекоп копает… (лопатой). Врач укол делает … (шприцом). Портной шьет платье … (иглой). Маляр красит … (кистью). Лесоруб рубит деревья … (топором)
«Вчера – завтра»
Ход игры:  Взрослый с ребёнком садятся на пол напротив друг друга, раздвигают ноги и перекатывают друг другу мяч. Примерный речевой материал: Вчера я работал, а завтра – … (буду работать). Вчера я строил, а завтра – … (буду строить). Вчера я шил, а завтра -…(буду шить). Вчера я стирал, а завтра – … (буду стирать). Вчера я продавал, а завтра – …(буду продавать). Вчера я красил, а завтра – … (буду красить)
Тема: «Цветы»
Цель: Согласование числительных в именительном и косвенных падежах с прилагательными и существительными. Образование уменьшительно – ласкательных форм существительных и прилагательных.
«Посчитай цветы»
Ход игры:  Взрослый предлагает ребёнку посчитать цветы по очереди, кидая в руки друг другу мяч. Образец: Растёт одна белая ромашка – растут две белых ромашки … Радуемся одной белой ромашки – двум белым ромашкам … Сорвали одну белую ромашку – сорвали две белых ромашки … Нет одной белой ромашки – нет двух белых ромашек … Вспомню об одной белой ромашке – вспомню о двух белых ромашках …
«Цветок и цветочек»
Ход игры:  Взрослый предлагает ребёнку поиграть в цветок и цветочек: «Я буду называть большой цветок, а ты маленький цветочек». Образец: Большая белая ромашка – маленькая беленькая ромашечка. Большая красная гвоздика – маленькая красненькая гвоздичка. Большая розовая роза – маленькая розовенькая розочка. Большой синий василёк – маленький синенький василёчек.





Комментариев нет:

Отправить комментарий