Cвязность речи – это связность мыслей.
В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать
воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. Умение
рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и
застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Игры по развитию связной речи 3-4 года
«Расскажем
про Олю и зайчика»
Цель: Составлять
совместный повествовательный текст, учить заканчивать интонационно предложения
рассказа по схеме, которую дети будут заполнять.
Ход игры: Взрослый
предлагает рассказать про Олю: «Как-то раз Оля... (проснулась, сделала зарядку
и решила пойти в лес). Она... (пригласила на прогулку брата Колю). Дети взяли с
собой... (мячи, прыгалки). На полянке... (они увидели зайчика), который... (так
испугался, что не мог двигаться). И вдруг... (заяц побежал от ребят). А Оле и
Коле... (стало очень весело)».
«Последовательность
событий»
Цель: Учить
ребёнка выделять начало и конец действия и правильно называть их.
Ход игры: Предложите
ребёнку вначале две картинки, изображающие два последовательных действия
(мальчик спит и мальчик одевается). Попросите ребёнка назвать действия
персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть чётко видны
начало и конец действия.
«Кто
знает, пусть продолжает»
Цель: Составить
рассказ по заданной схеме вместе со взрослым.
Ход игры: Взрослый
начинает фразу, а дети ее заканчивают каждый по-разному.
Мама
купила Алеше... Она была... Алеше захотелось... Тут пришел... Они стали...На
клумбе росли ... Они были ... Таня взяла ... и стала ... У Светы заболел ...
Пришел ... Он ... Света ... Решил щенок ... Тут пришел ... и спрашивает ...
Щенок отвечает ... Тогда котенок сказал ... И стали они ...
«Опиши куклу»
Цель: Игра
способствует развитию внимания, наблюдательности, памяти.
Ход
занятия:
Покажите ребенку куклу, пусть он ее внимательно рассмотрит. Затем спрячьте
игрушку и спросите малыша, какого цвета было платье на кукле, было оно длинное
или короткое, с пуговицами или без и т.п. Повяжите кукле бантик, но так, чтобы
ребенок этого не видел. Вновь покажите куклу и поинтересуйтесь, что изменилось
в ее облике. По мере усвоения ребенком правил игры, за одно занятие можно
менять по несколько деталей, меняя кукле прическу, снимая и надевая носочки,
туфельки, шарфики и т.п.
«Волк и коза»
Цель: Игра
способствует развитию речи, памяти, слухового восприятия.
Ход
занятия:
Вспомните сказку «Волк и семеро козлят». Спросите малыша, как козлята узнавали
свою маму (она пела тоненьким голосом). Почему они не пустили волка, когда он
спел песенку козы (он пел грубым голосом). «Давай поиграем в козу и волка. Я
буду волком и спою грубым голосом, а ты — козой, и будешь петь тоненьким
голосочком. А потом мы поменяемся». Спойте сначала по отдельности, потом —
вместе. Поиграйте в маленьких козлят. Попробуйте представить, какими голосами
спели бы эту песню они.
Игры по развитию связной речи 4-5 лет
«Расскажем про белочку»
Цель: Составлять
совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.
Ход
игры:
Давай еще раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и
составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи, какая
была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой,
сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а ты заканчивай. Как-то раз белочка
побежала погулять... (и шишек набрать). Она залезла... (на высокую сосну). А на
сосне шишек... (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку...
(увидела волка). Но белочка... (не испугалась). Она бросила... (шишку прямо на
волка). На лбу у него... (выросла шишка). Давайте нарисуем белочку, сосну,
волка и шишку.
«Составь фразу»
Цель: Закрепить
умение образовывать предложения из слов.
Ход
игры: Предложить
детям придумать предложения, используя следующие слова: забавный щенок, полная
корзина, спелая ягода, веселая песня, колючий куст, лесное озеро
«Зачем нам эти вещи»
Цель: Научить
использовать в речи сложноподчинённые предложения цели.
Ход
игры:
Перед игроками лежат разные предметы: мяч, карандаши, книга, кукла, грузовичок,
скакалка и другие игрушки. Дети должны выбрать себе любой предмет, но
объяснить, для чего он нужен. В предложении должен быть использован союз
чтобы: «Я взял карандаш, чтобы рисовать».
«Придумай сказку»
Цель: Самостоятельно
подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на
заданную тему.
Ход игры: Взрослый предлагает сочинить
сказку «Что снится деревьям зимой» детям после того, как они рассмотрят
картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о первом месяце
зимы.
«Исправь ошибку»
Цель: Научить
устанавливать правильную последовательность действия.
Ход
игры: Перед
ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте.
Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет
рассказ по всей серии картинок.
Игры по развитию связной речи 5-6 лет
«Почемучкины вопросы»
Цель:
Развивать
у детей связную речь, мышление.
Ход
игры:
Почему птицы улетают на юг? Почему наступает зима? Почему ночью темно? Почему
зимой нельзя купаться в реке? Почему летом жарко? Почему медведь зимой спит? Почему
заяц зимой белый? Почему дома нельзя играть с мячом? Почему из трубы идет дым? Почему
в доме делают окна? Почему листья на деревьях появляются весной? Почему птицы
улетают на юг? Почему наступает зима? Почему ночью темно? Почему зимой нельзя
купаться в реке? Почему летом жарко? Почему медведь зимой спит? Почему заяц
зимой белый? Почему дома нельзя играть с мячом? Почему из трубы идет дым? Почему
в доме делают окна? Почему листья на деревьях появляются весной?
«Если бы...»
Цель:
развитие у детей связной речи, воображения.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то ...»
«Если бы я стал невидимым ...»
«Если весна не наступит никогда ...»
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то ...»
«Если бы я стал невидимым ...»
«Если весна не наступит никогда ...»
«Нарисуй картину словами»
Цель: Развивать
воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные
выражения.
Ход
игры:
Я прочту вам нежное стихотворение о весне, а вы закройте глаза и попробуйте
представить, о чём я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас
получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу
картину». Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам.
«Где начало рассказа?»
Цель: Учить
передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с
помощью серийных картинок.
Ход
игры:
Ребенку предлагается составить рассказ. По каждой картинке ребёнок составляет
одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
«Все расставим по местам»
Цель: развитие
связной речи, внимания и памяти.
Ход
игры:
Послушать перепутанную историю, а затем рассказать ее правильно.
Вам сейчас
задачу дам
Все расставить
по местам:
Воробей дремал в
беседке,
Далматин сидел
на ветке,
Старичок же в
это время
Громко лаял у
соседки.
Я запутался
опять,
Помогите
разобрать.
Далматин дремал
в беседке,
Старичок сидел
на ветке,
Воробей же в это
время
Громко лаял у
соседки
Игры по развитию связной речи 6-7 лет
«Составь рассказ»
Цель: Развить связную речь детей.
Ход игры: Взрослый предлагает
рассмотреть сюжетные картинки, разложить их по порядку и придумать по ним
рассказ. На начальном этапе взрослый может задавать ребенку наводящие вопросы -
начинать предложение, а ребенок будет его заканчивать. Также взрослый
помогает ребенку с использованием начальных, вводных и заключительных оборотов,
придумыванием названия к составленному рассказу. По мере тренировки ребенок
может быть более самостоятельным: работать без наводящих вопросов, проявить
фантазию, объясняя причины того или иного поступка героев.
«Закончи сам»
Цель: Развитие у детей связной речи, воображения.
Ход игры: Взрослый рассказывает начало рассказа, а ребенку дается задание продолжить или придумать концовку «Снежный колобок» Н. Калининой.
Цель: Развитие у детей связной речи, воображения.
Ход игры: Взрослый рассказывает начало рассказа, а ребенку дается задание продолжить или придумать концовку «Снежный колобок» Н. Калининой.
Гуляли ребята во
дворе. Лепили из снега бабу. Алёша слепил снежный колобок. Нашёл угольки –
сделал глаза; нашёл палочки – сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и
пошли опять в детский сад. Жалко Алёше оставлять на дворе колобок. Взял он его
и положил в карман. Пришёл в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в
кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда
спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алёша про свой колобок. Побежал с ребятами
к шкафчику, а около шкафчика – лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а
из кармана – кап-кап, кап-кап – вода
капает. Поглядел
Алёша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две
палочки. А колобок где?
«Чего на свете не бывает»
Цель: Учить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.
Ход игры: Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.
Цель: Учить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.
Ход игры: Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.
«Это правда или нет?»
Цель: Находить неточности в
стихотворном тексте.
Ход игры: Послушай
стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?». Надо внимательно слушать, тогда
можно заметить, чего на свете не бывает.
Теплая
весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.
—
Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?
«Хорошо - плохо»
Цель:
Развивать связную речь, воображение, ловкость.
Ход
игры: Взрослый задает тему обсуждения. Ребёнок рассказывает,
что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
Взрослый: дождь. Ребёнок: дождь –
это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего
урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.
Взрослый: город. Ребёнок:
хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов,
плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий