Связная речь

    Cвязность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Игры по развитию связной речи 3-4 года
«Расскажем про Олю и зайчика»
Цель: Составлять совместный повествовательный текст, учить заканчивать интонационно предложения рассказа по схеме, которую дети будут заполнять.
Ход игры: Взрослый предлагает рассказать про Олю: «Как-то раз Оля... (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она... (пригласила на прогулку брата Колю). Дети взяли с собой... (мячи, прыгалки). На полянке... (они увидели зайчика), который... (так испугался, что не мог двигаться). И вдруг... (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле... (стало очень весело)».
«Последовательность событий»
Цель: Учить ребёнка выделять начало и конец действия и правильно называть их.
Ход игры: Предложите ребёнку вначале две картинки, изображающие два последовательных действия (мальчик спит и мальчик одевается). Попросите ребёнка назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть чётко видны начало и конец действия.
«Кто знает, пусть продолжает»
Цель: Составить рассказ по заданной схеме вместе со взрослым.
Ход игры: Взрослый начинает фразу, а дети ее заканчивают каждый по-разному.
Мама купила Алеше... Она была... Алеше захотелось... Тут пришел... Они стали...На клумбе росли ... Они были ... Таня взяла ... и стала ... У Светы заболел ... Пришел ... Он ... Света ... Решил щенок ... Тут пришел ... и спрашивает ... Щенок отвечает ... Тогда котенок сказал ... И стали они ...
«Опиши куклу»
Цель: Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, памяти.
Ход занятия: Покажите ребенку куклу, пусть он ее внимательно рассмотрит. Затем спрячьте игрушку и спросите малыша, какого цвета было платье на кукле, было оно длинное или короткое, с пуговицами или без и т.п. Повяжите кукле бантик, но так, чтобы ребенок этого не видел. Вновь покажите куклу и поинтересуйтесь, что изменилось в ее облике. По мере усвоения ребенком правил игры, за одно занятие можно менять по несколько деталей, меняя кукле прическу, снимая и надевая носочки, туфельки, шарфики и т.п.
«Волк и коза»
Цель: Игра способствует развитию речи, памяти, слухового восприятия.
Ход занятия: Вспомните сказку «Волк и семеро козлят». Спросите малыша, как козлята узнавали свою маму (она пела тоненьким голосом). Почему они не пустили волка, когда он спел песенку козы (он пел грубым голосом). «Давай поиграем в козу и волка. Я буду волком и спою грубым голосом, а ты — козой, и будешь петь тоненьким голосочком. А потом мы поменяемся». Спойте сначала по отдельности, потом — вместе. Поиграйте в маленьких козлят. Попробуйте представить, какими голосами спели бы эту песню они.
Игры по развитию связной речи 4-5 лет
 «Расскажем про белочку»
Цель: Составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.
Ход игры: Давай еще раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а ты заканчивай. Как-то раз белочка побежала погулять... (и шишек набрать). Она залезла... (на высокую сосну). А на сосне шишек... (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку... (увидела волка). Но белочка... (не испугалась). Она бросила... (шишку прямо на волка). На лбу у него... (выросла шишка). Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.
«Составь фразу»
Цель: Закрепить умение образовывать предложения из слов.
Ход игры: Предложить детям придумать предложения, используя следующие слова: забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, колючий куст, лесное озеро
«Зачем нам эти вещи»
Цель: Научить использовать в речи сложноподчинённые предложения цели.
Ход игры:  Перед игроками лежат разные предметы: мяч, карандаши, книга, кукла, грузовичок, скакалка и другие игрушки. Дети должны выбрать себе любой предмет, но объяснить,  для чего он нужен. В предложении должен быть использован союз чтобы: «Я взял карандаш, чтобы рисовать».
«Придумай сказку»
Цель: Самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему.
Ход игры: Взрослый предлагает сочинить сказку «Что снится деревьям зимой» детям после того, как они рассмотрят картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.
«Исправь ошибку»
Цель: Научить устанавливать правильную последовательность действия.
Ход игры: Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.
Игры по развитию связной речи 5-6 лет
«Почемучкины вопросы»
Цель: Развивать у детей связную речь, мышление.
Ход игры: Почему птицы улетают на юг? Почему наступает зима? Почему ночью темно? Почему зимой нельзя купаться в реке? Почему летом жарко? Почему медведь зимой спит? Почему заяц зимой белый? Почему дома нельзя играть с мячом? Почему из трубы идет дым? Почему в доме делают окна? Почему листья на деревьях появляются весной? Почему птицы улетают на юг? Почему наступает зима? Почему ночью темно? Почему зимой нельзя купаться в реке? Почему летом жарко? Почему медведь зимой спит? Почему заяц зимой белый? Почему дома нельзя играть с мячом? Почему из трубы идет дым? Почему в доме делают окна? Почему листья на деревьях появляются весной?
«Если бы...»              
Цель: развитие у детей связной речи, воображения.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то ...»
«Если бы я стал невидимым ...»
«Если весна не наступит никогда ...»
«Нарисуй картину словами»
Цель: Развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.
Ход игры: Я прочту вам нежное стихотворение о весне, а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чём я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину». Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам.
«Где начало рассказа?»
Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Ход игры: Ребенку предлагается составить рассказ. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
«Все расставим по местам»
Цель: развитие связной речи, внимания и памяти.
Ход игры: Послушать перепутанную историю, а затем рассказать ее правильно.
Вам сейчас задачу дам
Все расставить по местам:
Воробей дремал в беседке,
Далматин сидел на ветке,
Старичок же в это время
Громко лаял у соседки.
Я запутался опять,
Помогите разобрать.
Далматин дремал в беседке,
Старичок сидел на ветке,
Воробей же в это время
Громко лаял у соседки
Игры по развитию связной речи 6-7 лет
«Составь рассказ»
Цель: Развить связную речь детей.
Ход игры: Взрослый предлагает рассмотреть сюжетные картинки, разложить их по порядку и придумать по ним рассказ. На начальном этапе взрослый может задавать ребенку наводящие вопросы -  начинать предложение, а ребенок будет его заканчивать. Также взрослый помогает ребенку с использованием начальных, вводных и заключительных оборотов, придумыванием названия к составленному рассказу. По мере тренировки ребенок может быть более самостоятельным: работать без наводящих вопросов, проявить фантазию, объясняя причины того или иного поступка героев.
«Закончи сам»
Цель: Развитие у детей связной речи, воображения.
Ход игры: Взрослый рассказывает начало рассказа, а ребенку дается задание продолжить или придумать концовку «Снежный колобок» Н. Калининой.
Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алёша слепил снежный колобок. Нашёл угольки – сделал глаза; нашёл палочки – сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алёше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман. Пришёл в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алёша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика – лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап-кап, кап-кап – вода
капает. Поглядел Алёша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки. А колобок где?
«Чего на свете не бывает»
Цель: Учить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.
Ход игры: Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.
«Это правда или нет?»
Цель: Находить неточности в стихотворном тексте.
Ход игры: Послушай стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?». Надо внимательно слушать, тогда можно заметить, чего на свете не бывает.
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.
— Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?
«Хорошо - плохо»
Цель:  Развивать связную речь, воображение, ловкость. 
Ход игры: Взрослый задает тему обсуждения. Ребёнок рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
Взрослый: дождь. Ребёнок: дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.
Взрослый: город.  Ребёнок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий