Дифференциация звуков


Дифференциация звуков – это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Дифференцируя звуки, мы учим ребёнка различению (смешиваемых) звуков, учим правильному употреблению их в речи.

Классификация нарушений:
- по типу искажения: звук произносится несвойственно фонетической системе родного языка;
- по типу замен: заменяет звуки одной фонетической группы (Светок вместо Цветок, Шук вместо Жук), из разных фонетических групп, но близких по артикуляции (Сура вместо Шура, Жонт вместо Зонт);
- по типу оглушения или озвончения (ПаПушка вместо БаБушка, Том вместо Дом);
- по типу смягчения (река вместо Река, дЁм вместо дОм);
- по типу пропусков: звук опускается при произношении (сока вместо соРока).

Игры, направленные на дифференциацию звуков
«Разноцветные мячи»
Цель. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления.
Оборудование: мячи красного и синего цвета.
Описание игры. Красный - гласный. Синий - нет. Что за звук? Мне дай ответ! Взрослый  бросает мяч ребенку. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно взрослому.
«Звуковая дорожка»
Материал: большая карта с нарисованными на ней цепочкой предметными картинками на дифференцируемые звуки.
Ход игры: участники устанавливают фишки на старте. Игроки по очереди бросают кубик и передвигают фишки по игровому полю, называя нарисованные картинки и определяя, какой звук в слове и закрывая картинку нужной карточкой. Например, со звуком [Ж] – жуком, со звуком [Ш] – змейкой. Игра заканчивается, когда все картинки оказываются закрытыми.
«Закончи словечко»
Цель: дифференциация звуков [З-Ж] в словах.
Ход: ребенок заканчивает слово, начатое воспитателем, добавляя слоги ЗА-ЖА (коза, кожа, береза, мимоза, лужа, медуза, стража и т.д.).
«Кино»
Цель.
Дифференциация свистящих и шипящих звуков.
Оборудование. Кусок картона, на котором вырезано квадратное окошечко. Полоска бумаги с наклеенными на нее картинками. На картинках изображены предметы, в названии которых есть звуки [С, З, Ш, Ж] (например, сумка, лиса, весы, катушка, рубашка, мост, вишни, посуда, подушка, зонт, жук, еж).
Описание игры. Дети сидят за столиками. Педагог обращается к ним: «Сейчас я вам буду показывать кино, а вы внимательно смотрите и говорите, что видите». Педагог передвигает через окошечко полоску бумаги с наклеенными на нее картинками. Дети называют изображенные предметы. (По аналогии игра может проводиться с разными звуками.)
«Свистит – шипит»
Цель. Дифференциация звуков [с] - [ш].
Описание игры. Педагог кладет перед собой картинки и говорит: «Я вам буду показывать картинки и называть их. Вы произносите тот звук, которому соответствует предмет, изображенный на картинке». Например, педагог показывает детям свисток. Дети должны произнести с-с-с. Насос: с-с-с... Шар: ш-ш-ш... и т.д. Можно обратить внимание детей на то, что при произнесении звука [с] язык внизу, а при произнесении [ш] – вверху.
«Не ошибись»
Цель. Дифференциация звуков [с] - [з].
Оборудование. Картинки «Свисток» и «Звонок».
Описание игры. Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой - звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком - в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с..., А если звук [з], то - со звонком и говорят: з-з-з... Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.






Комментариев нет:

Отправить комментарий