Дифференциация
звуков – это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Дифференцируя
звуки, мы учим ребёнка различению (смешиваемых) звуков, учим правильному
употреблению их в речи.
Классификация нарушений:
- по типу искажения: звук произносится несвойственно фонетической системе родного языка;
- по типу искажения: звук произносится несвойственно фонетической системе родного языка;
- по типу замен: заменяет звуки
одной фонетической группы (Светок вместо Цветок, Шук вместо Жук), из разных
фонетических групп, но близких по артикуляции (Сура вместо Шура, Жонт вместо
Зонт);
- по типу оглушения или озвончения
(ПаПушка вместо БаБушка, Том вместо Дом);
- по типу смягчения (река вместо
Река, дЁм вместо дОм);
- по типу пропусков: звук
опускается при произношении (сока вместо соРока).
Игры, направленные на дифференциацию звуков
«Разноцветные мячи»
Цель.
Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания,
быстроты мышления.
Оборудование:
мячи красного и синего цвета.
Описание
игры. Красный - гласный. Синий - нет. Что за звук? Мне
дай ответ! Взрослый бросает мяч ребенку.
Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч
синего цвета, и бросает мяч обратно взрослому.
«Звуковая дорожка»
Материал:
большая карта с нарисованными на ней цепочкой предметными картинками на
дифференцируемые звуки.
Ход
игры: участники устанавливают фишки на старте. Игроки по
очереди бросают кубик и передвигают фишки по игровому полю, называя
нарисованные картинки и определяя, какой звук в слове и закрывая картинку
нужной карточкой. Например, со звуком [Ж] – жуком, со звуком [Ш] – змейкой.
Игра заканчивается, когда все картинки оказываются закрытыми.
«Закончи словечко»
«Закончи словечко»
Цель:
дифференциация звуков [З-Ж]
в словах.
Ход:
ребенок заканчивает слово, начатое воспитателем, добавляя слоги ЗА-ЖА (коза,
кожа, береза, мимоза, лужа, медуза, стража и т.д.).
«Кино»
Цель. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.
Цель. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.
Оборудование.
Кусок картона, на котором вырезано квадратное окошечко. Полоска бумаги с
наклеенными на нее картинками. На картинках изображены предметы, в названии
которых есть звуки [С, З, Ш, Ж]
(например, сумка, лиса, весы, катушка, рубашка, мост, вишни, посуда, подушка,
зонт, жук, еж).
Описание игры. Дети сидят за столиками. Педагог обращается к ним: «Сейчас я вам буду показывать кино, а вы внимательно смотрите и говорите, что видите». Педагог передвигает через окошечко полоску бумаги с наклеенными на нее картинками. Дети называют изображенные предметы. (По аналогии игра может проводиться с разными звуками.)
Описание игры. Дети сидят за столиками. Педагог обращается к ним: «Сейчас я вам буду показывать кино, а вы внимательно смотрите и говорите, что видите». Педагог передвигает через окошечко полоску бумаги с наклеенными на нее картинками. Дети называют изображенные предметы. (По аналогии игра может проводиться с разными звуками.)
«Свистит – шипит»
Цель.
Дифференциация звуков [с] - [ш].
Описание
игры. Педагог кладет перед собой картинки и говорит: «Я
вам буду показывать картинки и называть их. Вы произносите тот звук, которому
соответствует предмет, изображенный на картинке». Например, педагог показывает
детям свисток. Дети должны произнести с-с-с. Насос: с-с-с... Шар: ш-ш-ш... и
т.д. Можно обратить внимание детей на то, что при произнесении звука [с] язык
внизу, а при произнесении [ш] – вверху.
«Не ошибись»
Цель. Дифференциация звуков
[с] - [з].
Оборудование.
Картинки «Свисток» и «Звонок».
Описание
игры. Детям дают по две картинки. На одной нарисован
свисток, на другой - звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со
звонком - в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии
которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове
есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с..., А
если звук [з], то - со звонком и говорят: з-з-з... Повторяя игру, можно вводить
картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети
не должны поднимать свои картинки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий