воскресенье, 15 декабря 2024 г.

                        Лексическая тема: «Зимние забавы»

Старшая группа


Грамматический строй речи

1. Игра «Подобрать родственные слова»
Снег – снежок – снежный – снеговик – снежинка – снегопад….
Праздник, ёлка и т.д.

2. Упр. «Четвертый лишний»
Лыжи, санки, коньки, василек.                              Зима, весна, декабрь.

3. Упр. «Скажи какие?»
Игрушки для украшения елки - какие? - ... (елочные)
Шары из стекла, флажки из бумаги, костюм для Нового года, шары из стекла...

4. Закончи предложения
Зимой люди ходят в…(шапках, шубах…). Зима приносит…(снегопады, морозы…). Вода замерзла на…(реках, озерах…). Я люблю кататься зимой на…(санках, лыжах…). 

5. Упр. «Исправь ошибку»
Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.

                                                     Развитие связной устной речи
Запомни и перескажи рассказ: «Ёлка»
В детском саду ёлка. У ёлки стоит Дед Мороз, большой, седой, в красной шубе, в меховой шапке, в белых валенках, с палкой в руке. Он очень понравился ребятам. Саша на него смотрел, смотрел, подошёл и тронул за рукав. Дед Мороз зашевелился, голову поднял и громко спросил:
- Кто меня разбудил? Это я, Саша. Спасибо, Саша, а то я чуть праздник не проспал. Пришлось бы подарки в лес увозить.  Счастливого Нового года и Рождества!
                                                      Развитие общей моторики
«Зимние забавы»
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду скользим, мы скользим, мы скользим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.
Мы бежим с тобой на лыжах                       «скользят» шагают (ходят на лыжах)
Снег холодный лыжи лижет                        «скользят», делая поочередно ногами  
А потом – на коньках,                                   руки за спиной (“бегут” на коньках) 
Но упали мы. Ах!                                          приседают
А потом снежки лепили,                     показывают, как лепят снежки (сверху то одна рука, другая)
А потом снежки катили,                               катят воображаемый комок
А потом без сил упали                                  падают
И домой побежали                                        бегут по кругу

                                                       Развитие мелкой моторики
Упр. «Зимой»
Как интересно нам зимой!                                        (Показывают большим пальцем вверх) 
На санках едем мы гурьбой,                                     (Имитируют катание на санках) 
Потом в снежки мы поиграем,                                 (Имитируют лепку и бросание снежков) 
Все дружно лыжи одеваем,                                      («Одевают» лыжи, «берут» палки, «едут») 
Потом все встали на коньки,                                    (Изображают катание на коньках) 
Зимой веселые деньки!                                             (Показывают большим пальцем вверх)

                                                           Выучить стихотворение

«Зимние забавы»

Как на горке, на горе,   

На широком на дворе 

Кто на санках, кто на лыжах, 

Кто повыше, кто пониже, 

Кто потише, кто с разбегу, 

Кто по льду, кто по снегу. 

С горки — ух, на горку — ух, 

Бух! Захватывает дух! 



суббота, 7 декабря 2024 г.

                           Лексическая тема: «Профессии»

Старшая группа

Грамматический строй речи

1. Игра «Назови ласково»
Ножницы - ножнички,
Топор, таблетки, градусник, указка, книги, машина, посуда, трактор, кисти, краски, иголка, нитки

2. Игра «Один – много»
Учитель — учителя — учителей.
Врач, продавец, пекарь, фотограф, портной, доярка, почтальон.

3. Упр. «Подбирай, называй, запоминай»
Врач – ответственный, добрый, трудолюбивый (строитель, учитель, фотограф, повар, парикмахер, полицейский, портной, водитель, продавец, маляр, пожарный, швея, почтальон).
Фотограф – фотографирует, печатает (строитель, учитель, повар, парикмахер, полицейский, портной, водитель, продавец, маляр, пожарный, швея, почтальон).

4. Игра «Скажи наоборот»
Больной – здоровый (веселый, старый, сильный, холодный, полезный, чистый).

5. Упр. «Четвёртый лишний»
Парикмахер, полицейский, портной, человек.
Кастрюля, ложка, грабли, чайник.
Включить, ключ, переключить, выключить.
                                                    
                                                Развитие связной устной речи
Упр. «Исправь ошибку»
Воспитатель еду готовит, а повар с детьми играет? Дворник учит говорить, а логопед дорожку метет? Няня на пианино играет, а музыкальный руководитель посуду моет? Сторож прививки делает, а мед сестра детский садик охраняет?

Опиши профессию по плану
Название профессии. Какие инструменты нужны для работы по этой профессии. Что делает человек этой профессии.
                                                       Развитие общей моторики
Много профессий на свете у нас!
(руки на поясе – повороты туловища вправо-влево)
О них поговорим сейчас                               (развести руки в стороны)
Вот швея рубашки шьет                                (движения воображаемой иглой)
Повар варит нам компот                               (мешаем» поварешкой)
Самолет ведет пилот                                     (руки – в стороны)
На посадку и на взлет                                   (опускают их вниз, поднимают вверх)
Доктор ставит нам уколы
(скрестить пальцы над головой. Движения: ладонь – кулак)

                                                      Развитие мелкой моторики
«Профессии»            
Много есть профессий знатных          (Соединять пальцы правой руки с большим)
И полезных, и приятных                      (Соединять пальцы левой руки с большим)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим)
Сразу всех не называю                        (Сжимать и разжимать кулачки)
Вам продолжить предлагаю               (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

                                                     Выучить стихотворение
Профессий много есть на свете,
Это знают даже дети.
И профессий нет неважных
Вам об этом скажет каждый.


воскресенье, 1 декабря 2024 г.

                                   Лексическая тема: «Зима»

Старшая группа

Грамматический строй речи

1. Подобрать прилагательные к каждому существительному
Зима (какая?) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная…
Снег, снежинки, сосулька, лед.

2. «Подбери родственные слова»
Зима – зимушка, зимовать, зимний, зимовье…
Мороз, лед

3. «Скажи ласково»
Санки -…(саночки); снежинка, сосулька, зима, горка, снеговик, снег, лед

4. «Скажи наоборот»
Летом дни жаркие, а зимой — холодные.
Летом небо светлое, а зимой…; летом день длинный, а зимой…; летом солнце светит ярко, а зимой…; весной лед на реке тонкий, а зимой…; снег мягкий, а лед…; одни сосульки длинные, а другие…

                                                        Развитие связной устной речи
Пересказ рассказа «Зима»
Солнце светит, но не греет. Идет снег. Метут метели. Ночь стала длинной, а день коротким. Деревья стоят голые, только сосны да ели остались зелеными. Реки покрылись льдом. Люди надели шубы, меховые шапки, теплые сапоги, варежки. Наступила холодная и суровая зима.
                                                  Развитие общей моторики
«Зима»
Мы  зимой в снежки играем, мы играем.         (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем.               (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим.                  (пружинистые движения на на   месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим.    (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурочку лепим мы, лепим мы                  (соответствующие движения)   
Гостью-зиму любим мы, любим мы                (развести руки в поклоне и поставить на пояс)

                                                 Развитие мелкой моторики
«Зима»
Раз, два, три, четыре, пять                     (загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять                     (идут по столу указат. и средний пальчики)
Бабу снежную лепили                            («лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили                   («крошат»  хлеб всеми пальчиками)
С горки мы потом катались                   (ведут указ. пальцем по ладони)
А еще в снегу валялись                          
(ладошки кладут на стол одной и другой стороной)
Все в снегу домой пришли                    (отряхивают ладошки)
Съели суп и спать легли                        («едят ложкой» суп)

                                              Выучить стихотворение 
«Зимняя песенка»
Вот зима пришла серебристая,
Белым снегом замела поле чистое.
Днем с детьми на коньках все катается,
Ночью в снежных огоньках рассыпается…
В окнах пишет узор льдом-иголочкой
И стучится к нам во двор со свежей елочкой. 


воскресенье, 24 ноября 2024 г.

 Лексическая тема: «Зимующие птицы»

Старшая группа

Грамматический строй речи

1. «Скажи наоборот»
Воробей маленький, а ворона — … . У синицы хвост короткий, а у сороки — … . 
Голубь тяжёлый, а воробей — … . У синицы клюв тонкий, а у вороны — … .

2. «Кто как голос подаёт?»
Ворона каркает.                       
Голубь, воробей, сорока …

3. «Четвёртый лишний»
Воробей, дятел, клёст, сова (воробей живёт в городе, а др. птицы – в лесу)
Воробей, синица, снегирь, соловей.
Курица, петух, индюк, сорока.

4. «Скажи по-другому»
Птица из леса — ... (лесная) птица. 
Подушка из перьев … Перина из пуха … Озеро с лебедями … Перо от гуся …

5. «Скажи одним словом»
У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют …
\У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют …
\У дятла длинный клюв, поэтому его называют …
У вороны чёрные крылья, поэтому её называют …
                                                 Развитие связной устной речи
Запомни и перескажи рассказ: Снегирь.
Наряднее становится зимняя пора, когда прилетают к нам красавцы снегири. Снегирь – красногрудая птичка с серой спинкой и чёрной головкой. Держатся снегири небольшими стайками, питаются почками растений, семенами деревьев и кустарников, ягодами. Снегири  украшают нашу зимнюю природу.
                                                    Развитие общей моторики 
«Птички»
Птички прыгают, летают                     
Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты туловища в стороны.        
Птички прыгают, поют
Чик-чирик, чик-чирик 
Птички крошки собирают,       
Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по коленкам
Зернышки клюют 
Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой
Перышки почистили, 
Перышки почистили, 
Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой
Клювики почистили,                                            
Повороты головы вправо – влево
Дальше полетели                                                 Имитируют руками взмахи крыльев
И на место сели.                                                   
Дети садятся на стульчики.   

                                                          Развитие мелкой моторики
«Считалка для ворон»
Я решил ворон считать                        (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)
Раз, Два, Три, Четыре, Пять               
(Поочерёдно загибают пальцы на каждый счёт на обеих руках одновременно.)
Шесть ворона — на столбе               
(Поочерёдно разгибают пальцы на каждый счёт на обеих руках одновременно.)
Семь ворона — на трубе,
Восемь — села на плакат,
Девять — кормит воронят...
Ну а десять — это галка.
Вот и кончилась считалка!                (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

                                                            Выучить стихотворение
«Птицы»
Чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи, синицы
И проныры воробьи.
Ждут нас также терпеливо
И красавцы снегири...
Все привыкли — не пугливы,
Хоть руками их бери!

воскресенье, 17 ноября 2024 г.

      Лексическая тема: «Продукты питания»

Старшая группа


Грамматический строй речи

1. «Из чего – какой?»
Салат из овощей – овощной.
Каша из гречневой крупы - … Запеканка из творога - … Пюре из ягод - … Сок из фруктов - … Суп из молока - … Суп из гороха - …Котлета из печени -..

2. «Скажи наоборот»
Колбаса длинная, а сосиска - …                      Молоко жидкое, а сметана - …
Пирожок горячий, а мороженое - …              Творог мягкий, а сыр - …

3. «Четвёртый лишний»
Тарелка, вилка, хлеб, нож.                             Вафли, чашка, баранка, сухари.
Творог, сыр, йогурт, колбаса.

4. «Назови ласково»
Суп — супчик
Масло, блин, печенье, котлета, лапша, творог, баранки, хлеб, торт, варенье, каша, изюм, икра, мармелад, горох.

5. «Что может быть?»
Сладким -….Солёным -….Жирным -…. Горячим -….Холодным -….
                                                       Развитие связной устной речи
Составление рассказов о продуктах питания.
План составления рассказа: Что это? Какой вид продукта? Как производят? Где продают (в каком отделе?) Что готовят? Нравится ли тебе?

Образец рассказа «ТОРТ»
Это торт. Торт – это кондитерское изделие. Его делают из муки, яиц, масла, сахара. Торт обычно едят по праздникам. Он сладкий. Я люблю торт: он красивый и вкусный.
                                                         Развитие общей моторики
«Покупки»
Мы приходим в магазин                               (ходьба на месте)
Без лукошек и корзин, 
(сгибают руки в локтях, прижимая кисть к поясу)
Чтобы хлеб купить, батон                           (загибают пальцы правой и левой руки)
Колбасу и макарон,
Сыр, зефир и пастилу,
Шоколад и пахлаву,
Молоко, кефир, сметану,
Кофе, чай и два банана.
Нам продал их продавец, 
(руки согнуты в локтях, сгибают и разгибают пальцы рук)
Всё купили, наконец                                   (рукопожатие)

                                                         Развитие мелкой моторики
«Пирожки»
Мышка зёрнышко нашла                               (пальчики бегут по руках вверх-вниз)
И на мельницу снесла                                    (пальчики подпрыгивают)
Намолола там муки                                       (хлопают в ладоши)
Испекла всем пирожки                                  (Загибают пальцы на правой руке)
Мышонку — с капустой,
Мышонку — с картошкой,
Мышонку — с морковкой,
Мышонку — с морошкой.
Для большого толстячка                               (массируют большой палец)
Аж четыре пирожка: с капустой, с картошкой, c морковкой, с морошкой
(загибают пальцы на левой руке) 

                                                        Выучить стихотворение
«В магазин везут продукты»
Но не овощи, не фрукты.
Сыр, сметану и творог,
Глазированный сырок.
Привезли издалека
Три бидона молока.
Очень любят дети наши 
Йогурты и простоквашу.
Это им полезно очень,
Магазин же наш молочный.