воскресенье, 23 февраля 2025 г.

                       Лексическая тема: «Насекомые»

Старшая группа

Грамматический строй речи

1. Упр. «Подбирай, называй, запоминай»
Бабочка (какая?) – … кузнечик (какой?)-... жук (какой?)-... пчела (какая?)-...
Бабочка (что делает?) –… кузнечик (что делает?) –…

2. Упр. «Мы считаем»
Один комар, три комара, пять комаров.
Муравей, кузнечик, таракан, клоп, муха, стрекоза, червяк, оса

3. Упр. «Назови ласково»
Жук – жучок;
Стрекоза, муравей, паук, пчела, гусеница, комар, таракан, муха 

4. Упр. «Скажи наоборот»
Муравей ползает, а бабочка летает. Гусеница ползает, а кузнечик … Бабочка летает, а улитка … Жук ползает, а стрекоза … Оса летает, а червяк … Улитка ползает, а стрекоза … Паук ползает, а пчела… Оса летает, а червяк… Кузнечик прыгает, а комар … Таракан ползает, а стрекоза …

                                                Развитие связной устной речи
«Закончи предложение»
Муравей сидел около... Божья коровка ползла по... Жук спрятался под... Муха села на .... Гусеница сидела на... Муха ползла по ....

Пересказать рассказ «Сороконожка»
Жила-была сороконожка. Собралась она в гости. Выглянула в окошко. А на улице дождь идет. Стала сороконожка надевать резиновые сапоги. Пока сорок ножек обула, засветило солнышко. Стала сороконожка сапоги снимать. Пока все сняла, пошел снег. Решила сороконожка валенки надеть. Пока сорок ножек обула, зима кончилась. С тех пор сороконожка босиком ходит.

                                                      Развитие общей моторики
Вот какая стрекоза — очень круглые глаза.
Вертится как вертолет:
вправо, влево, взад, вперед.
Поднимайте плечики,
прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, сели,
Травушку покушали,
тишину послушали,
Выше, выше, высоко,
прыгай на носках легко!
(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз. Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны. Энергичные движения плечами, приседания, прыжки на месте.)

                                                     Развитие мелкой моторики
Дружно пальчики считаем                  (сжимаем и разжимаем пальцы)
Насекомых называем
Бабочка, кузнечик, муха                      (поочерёдно сгибаем пальцы в кулачок)
Это жук с зелёным брюхом 
(поочерёдно сгибая пальцы в кулачок, начиная с большого)
Это кто же тут звенит?
Ой. Сюда комар летит                         (вращают мизинцем)
Прячьтесь!

                                                       Выучить стихотворение
«На лугу»
На лугу трещит кузнечик,
В небе бабочка парит,
На цветке мохнатый, громкий,
Полосатый шмель жужжит.
Насекомые летают,
Скачут, ползают, парят,
Красотой нас удивляют,
Пользу так же принося

воскресенье, 16 февраля 2025 г.

 Лексическая тема: «Наша армия»

Старшая группа


Грамматический строй речи

1. Учим отвечать на вопросы полным предложением:
В какой стране мы живём? Что такое государство? Родина? Что такое граница? Почему нужно охранять границу? Что такое армия? Для чего она нужна? Какой праздник мы отмечаем 23 февраля? Почему мы отмечаем этот праздник 23 февраля? Кто такие защитники Отечества? Почему в этот день поздравляют всех мужчин и мальчиков.

2. Игра «Четвертый лишний»
Артиллерист, снайпер  повар, десантник. 
Барабан, пулемет, автомат, миномет. 
Тельняшка, шинель,  джинсы, китель.

3. Упр. «Назови профессию»
Артиллерия – артиллерист
Самолет, кавалерия, разведка, пехота, пулемет, танк, десант, граница, море, парашют, ракета, подводная лодка

4. Упр. «Скажи правильно»
Снаряд -  много (чего?)  снарядов
Пушка, автомат, патрон, орудие, пистолет, мина, ракета, каска, орден, медаль, ремень, флаг, вертолет, танк, самолет, пулемет

                                                   Развитие связной устной речи
Составить предложение из слов:
На, истребитель, военный, пилот, летать. Граница, на, Родина, пограничники, наша, служат. Цель, ракета, в, попала.  Дорога, танк, по, большой, едет. Получил, за смелость, разведчик, орден. Цветы, дети, подарили, ветераны, войны.

                                                   Развитие общей моторики
«На старт! Внимание! Марш!»
Ровным строем мы идём - раз, два, три
(марш на месте. Махи руками, согнутыми в локте)
В барабаны звонко бьём - раз, два, три
(продолжаем марш, имитируем стук в барабаны)
Мы летим, как самолёт-раз, два, три                      (руки в стороны, раскачивание)
Ускоряется полёт - раз, два, три                                (ускоряем движение)
Пересели в вертолёт - раз, два, три           (руки перед собой, изображаем пропеллер)
Поднимает вверх пилот - раз, два, три
(медленно поднимаем руки над головой, продолжая изображать пропеллер)
На ракете полетим - раз, два, три
(руки вытягиваем над головой, соединяем ладони)
И всех-всех опередим - раз, два, три
(не меняя положения рук приседаем и выпрыгиваем в верх)
Поплывем на корабле - раз, два, три
(руки перед собой под прямым углом, ладони соединены)
Нас качает на волне - раз, два, три
(руки в прежнем положении, раскачивание из стороны в сторону)
Наши пушки метко бьют - раз, два, три                  (боксирующие движения руками)
Нашей Армии салют! Раз, два три!
(подпрыгиваем, вскидывая вверх руки с раскрытыми ладонями)

                                               Развитие мелкой моторики
«Солдаты»
Мы солдаты, мы солдаты, бодрым шагом мы идем.
(Пальцы бодро «Маршируют» по столу.)
В нашу армию, ребята, просто так не попадешь.
(Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх и покачивается влево - вправо.)
Нужно быть умелыми, сильными и смелыми.
(Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются.)

                                                  Выучить стихотворение
Нашей Армии любимой
День рожденья в феврале.
Слава ей, непобедимой!
Слава миру на земле!

воскресенье, 9 февраля 2025 г.

 Лексическая тема: «Электроприборы»

Старшая группа

Грамматический строй речи

1. Игра «Для чего это нужно?»
Утюгом – гладят бельё.
Миксером – взбивают крем. Феном – сушат волосы. Лампой – освещают книгу. Пылесосом – пылесосят ковры. Вентилятором – охлаждают воздух. В холодильнике – хранят продукты. В микроволновке – разогревают еду. В чайнике – кипятят воду. На электроплите – готовят еду. По телефону – звонят. На магнитофоне – слушают музыку.

2. Упр. «Назови ласково» 
Телефон — телефончик.  Пылесос— пылесосик. Торшер — торшерчик.  Лампа — лампочка. Холодильник — холодильничек.  Утюг — утюжок.  Плита — плитка (плиточка).

3. Упр. «Мы считаем» 
Один фен, два фена, пять фенов.
Утюг, холодильник, телевизор, пылесос, чайник, миксер, плита, стиральная машина, телефон, обогреватель, магнитофон, компьютер, мясорубка

4. Игра «Один -много»
Телевизор — телевизоры — телевизоров.
Магнитофон, пылесос, люстра, телефон, радио, торшер, лампа, компьютер

                                                  Развитие связной устной речи
«Закончи предложение» 
Мама стирает белье в ... (стиральная машина). Папа чистит ковер ... (пылесос). Дочь гладит одежду ... (утюг). Бабушка на кухне достает продукты из ... (холодильник). Даша готовит обед на ... (плита). Антон разговаривает с другом по ... (телефон). Фильмы и мультфильмы показывают по ... (телевизор). Вера читает книгу под настенной ... (лампа).

«Составь предложение»
Мама, чайник, чай, налить, из. Пылесосить, папа, пылесос, ковер, новый. Холодильник, брат, из, доставать, колбаса. В, стиральная машина, ванная комната, стоит. Пирог, в, разогревать, бабушка, микроволновая печь. Телевизор, сестра, мультфильмы, по, смотреть, любить.

                                                   Развитие общей моторики
Ток бежит по проводам                        (бегут по кругу)
Свет несёт в квартиру к нам                (фонарики вверх)
Чтоб работали приборы
Холодильник, мониторы
Кофемолки, пылесос
Ток энергию принёс…

                                                   Развитие мелкой моторики
Что за шум на кухне этой?                   (сгибание мизинцев)
Будем жарить мы котлеты                   (сгибание безымянных пальцев)
Мясорубку мы возьмем                       (вращение средних пальцев вокруг друг друга)
Быстро мясо провернем
(вращение указательных пальцев вокруг друг друга)
Миксером взбиваем дружно               (вращение больших пальцев)
Все, что нам для торта нужно            (соединение мизинцев)
Чтобы торт скорей испечь                  (соединение безымянных пальцев)
Включим мы электропечь                  (соединение средних пальцев)
Электроприборы – это чудо!             (движение указательными пальцами)
Жить без них нам было б худо          (пожимаем плечами)

                                                  Выучить стихотворение
«Электрочайник»
Наш электрочайник,
На кухне он начальник!
Он кипит, дымится,
За стол зовет садиться.
Любим мы семьёю,
Вкусный чай попить, 
И друзей любимых
В гости пригласить

суббота, 25 января 2025 г.

                                Лексическая тема: «Рыбы»

Старшая группа

Грамматический строй речи

1. Игра «Подбирай, называй, запоминай»
Рыба (какая?) – хищная, быстрая, ловкая, скользкая, морская, речная, аквариумная, озерная, прудовая, чешуйчатая и т. д.
Рыба (что делает?) - плавает, виляет, скрывается, ловит, прячется, зарывается, мечет (икру), нереститься, обитает, живет и др.

2. Упр. «Мы считаем»
Один пескарь, три пескаря, пять пескарей
Скалярия, лягушка, медуза, меченосец, щука, улитка, осьминог, рак кит, морж, золотая рыбка, акула, карась, черепаха, креветка, горбуша

3. Упр. «Назови ласково»
Сельдь – селедочка, карась - карасик. Окунь, щука, ерш, сом, скалярия, камбала, сом, карась, пескарь, треска, акула, телескоп, гуппи, золотая рыбка, осетр, карп.

4. Упр. «Один-много»
Рыба – рыбы, морской лев, злая акула, черный краб, серый дельфин, морской конѐк, морской ѐж, прозрачная медуза, окунь, щука, плавник, карась , сом, малек.

5. Игра «Семейка слов»
Как мы назовем маленькую рыбу? (рыбка). Назовите рыбу ласково? (рыбочка). Назовем большую рыбу? (рыбина). Как называется суп из рыбы? (рыбный). А жир из рыбы какой? (рыбий). Как называют человека, который ловит рыбу? (рыбак, рыболов, рыбачка). Куда ранним утром пошел рыбачек? (на рыбалку). Как называют поселок, в котором живут рыбаки? (рыбацкий). Что делает на рыбалке рыболов? (рыбачит).

                                                   Развитие связной устной речи
«Вопросы — ответы»
Чья голова? — Это рыбья голова. Чьи жабры? — Это рыбьи жабры. Чье туловище? — Это рыбье туловище. Чья чешуя? — Это рыбья чешуя. Чей хвост? — Это рыбий хвост. Чье брюшко? — Это рыбье брюшко. Чьи плавники? — Это рыбьи плавники.

Пересказ текста «Рыболов»
Рома - рыболов. Рано утром он собрался на рыбалку. Накопал червей, сменил поплавок и грузило на удочке. На пруду Рома забрался под куст ракиты и забросил удочку. Сначала Роме попался карп, потом - пара карасей, потом голавль. Удачная рыбалка! Вопросы: Кто рыболов? Что он сделал утром? Кого он накопал? Куда он забрался? Какая рыба ему попалась?

                                                   Развитие общей моторики
«Море»
Море очень широко                             (дети широко разводят руки в сторону)
Море очень глубоко                            (приседают, коснувшись руками пола)
Рыбки там живут, друзья                    (выполняют движение «Рыбка»)
А вот воду пить — нельзя                  (разводят руки в сторону, приподняв плечи)

                                             Развитие мелкой моторики
«Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть
(сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка)
Рыбка, рыбка, озорница                            (грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать                            (медленно сближают ладони)
Рыбка спинку изогнула                             (снова изображают, как плывет рыбка)
Крошку хлебную взяла             (делают хватательное движение обеими руками)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла                                 (снова «плывут»)

                                                     Выучить стихотворение
«Богатый улов»
Повезло с утра Егорке, у реки сидит не зря:
Пять карасиков в ведёрке и четыре пескаря.
Но смотрите: у ведёрка появился рыжий кот.
Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесёт?

воскресенье, 19 января 2025 г.

                          Лексическая тема: «Семья»

Старшая группа

Грамматический строй речи

1. Игра «Я и моя семья»
Как ты называешь маму папы? / Бабушка, бабуля.
Как ты называешь папу мамы? / Дедушка, дедуля.
Как называешь сестру папы? / Тетя, тетушка.
Как ты называешь брата мамы? / Дядя, дядюшка.
А кем ты являешься маме, папе своей мамы? / Внуком, внучком, внучкой, внученькой.
Как назовешь ребенка своей тети, дяди / Брат, сестра, братик, сестренка.
Кем ты являешься своей тете, дяде? / Племянница, племянник.
Какие традиции в семье! /Семейные традиции.
Какие отношения с братьями! / Братские.
Когда в семье хорошо, тепло, какие отношения? / Отношения хорошие, теплые!

2.Упр. «Чей, чья, чье, чьи?»
Шарф (чей?) - мамин, папин, ... . Шапка (чья?) - тетина, дядина ... .
Пальто (чье?) – бабушкино. .. . Перчатки (чьи?) - мамины, бабушкины ... .

3. Игра Какое слово лишнее? (почему?)
Бабушка, бабулечка, бабочка, бабуля.          Бабушка, бабуля, бублик, бабуся.      
Дочь, дочка, дочиста, дочурка.                      Мама, соседка, бабушка, дочка.   

                                             Развитие связной устной речи
Составить и выучить рассказ «Дом, в котором я живу»
Я живу в ________ этажном ______________________ (кирпичном, панельном, деревянном) доме. Моя квартира на _____ этаже. В ней ____ комнаты: гостиная, спальня, детская, кабинет, а еще прихожая, коридор, кухня, ванная, туалет. Дом стоит на улице _________________. Номер дома ____.  Квартира ________. В моей семье живут _____________ (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра). Самый старший (младший) в семье ____________.
                                                   Развитие общей моторики
«Семейная зарядка»
Осенью, весною, летом и зимой.
Мы во двор выходим дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку, каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой и качаю головой.
(выполнять соответствующие движения)

                                                   Развитие мелкой моторики
«Моя семья»
Раз, два, три, четыре                        (Большой палец зажат в кулачок)
Кто живёт в моей квартире?           (Разжимать пальцы из кулачка, начиная с указательного)
Раз, два, три, четыре, пять              (Сжимать и разжимать все пальчики)
Всех могу пересчитать:                   (Сжимать пальцы в кулачок, начиная с мизинца)
Папа, мама, брат, сестрёнка            (Сжимать и разжимать все пальцы)
Кошка Мурка,                                  (Сжимать пальцы в кулачок, начиная с мизинца)
Два котёнка,                                     (подвигать большим пальцем и спрятать в кулачок)
Мой щенок,                                      (подвигать мизинцем и спрятать в кулачок)
Щегол,                                              (подвигать указательным пальцем и спрятать в кулачок)
И я -                                                  (подвигать средним пальцем и спрятать в кулачок)
Вот и вся моя семья!                      (подвигать безымянным  пальцем и спрятать в кулачок)(сжимать и разжимать кулачки)

                                                    Выучить стихотворение
Что такое семья? 
Это ты, это я, 
Это теплый наш дом – 
Много радости в нем. 
Это наша любовь, 
И скажу тебе вновь, 
Что тебя я люблю, 
И родную семью.